Найти тему

Смена школы или класса: как адаптироваться ребенку к новым условиям обучения?

Социальные изменения последних лет влияют на условия жизни многих семей, в связи с чем родители бывают вынуждены менять школу или детский для своего ребёнка. Как смена условий обучения влияет на ребенка? Что происходит с ребенком в этот период? Какие стратегии поведения в новых условиях выбирают дети, и как взрослые могут помочь в такой ситуации? Наши рекомендации подходят для детей возраста 6—12 лет, когда ребенок уже сознательно может использовать определенные стратегии поведения.

Кроме того, важно оговориться, что статья затрагивает процессы именно адаптации. Если ребенок наотрез отказывается переходить в другое учебное заведение, то решение этой проблемы в большей степени можно найти на совместной семейной консультации с психологом. Давление родителей на ребенка в такой ситуации крайне нежелательно.

Для начала рассмотрим распространенные причины смены школы:

  • из-за трудностей в учебе;
  • из-за конфликтной ситуации в классе;
  • из-за изменений финансового состояния семьи (переход из частной в государственную и наоборот);
  • по причине переезда.

В каждой из перечисленных ситуаций важны понимание ребенком причины перехода и его настрой на смену учебного заведения. В большинстве случаев реальное описание ситуации и объяснение причины смены школы взрослыми для ребенка будет лучшим вариантом. Замалчивание истинных причин может стать причиной снижения доверия ребенка ко взрослому.

После разговора о необходимости или желательности смены учебного заведения важно дать ребенку время на принятие этой ситуации. Можно в этот период прочитать с ребенком книги, в которых главный герой переходит в другую школу («Приключения П. Осликова», «Как курица лапой», «35 кило надежды»), посмотреть фильмы («Чудо»), в том числе и Ералаш (выпуски «Прощай Вася», «40 чертей и одна зеленая муха» и д.р.).

После того как ребенок примет ситуацию и согласится на переход, можно поговорить с ним о настрое: с чем идти в новый коллектив, что этот переход может повлечь за собой. В этом разговоре с ребенком говорят и о трудностях, и о преимуществах перехода в другое образовательное учреждение. Так, это может стать возможностью развития у ребенка таких качеств, как коммуникабельность, ответственность, доброжелательность, ориентация в обстоятельствах, гибкость в принятии решений, поддержание конструктивного общения, выстраивание своих личных границ и соблюдение чужих.

Запрос о помощи в решении трудностей с выстраиванием и соблюдением личных границ является самым частым при смене школы/ класса. Можно попробовать составить вместе с ребенком программу или план вхождения в новые обстоятельства (в какой день что сделать) и чек-лист с действиями, которые ребенок может предпринять в типичных ситуациях. Например, если дети не обращают внимания, предложить им разные игры; дети начинают грубо говорить — сказать в этом случае фразу «Я игнорирую грубости» и т. п. И обязательно проговорить с ребенком, что категорически делать нельзя (нельзя оскорблять, драться, брать чужие вещи) и какие последствия несоблюдения правил могут быть. Это особенно важно, если смена школы произошла по причине конфликтной ситуации между детьми или учителем и ребенком.

Смена учебного заведения — стрессовая ситуация для ребенка в большей степени, чем для родителей. Он может быть растерян, напуган, ему очень жалко терять своих друзей из прежнего класса. И тогда родитель может предложить ребенку роль «исследователя новых земель и народов» и провести параллель с исследовательскими экспедициями в Африку, Австралию и Южную Америку (на примере экспедиций Д. Левингстона, Н. Миклухо-Маклая и Н. Вавилова). Такая роль направит ребенка к конструктивному взаимодействию с новыми людьми (учителями и одноклассниками) и снизит тревожность.

-2

Перед выходом ребенка в новую школу родителям желательно проговорить с учителями/ администрацией нового учебного заведения вопрос о безоценочном периоде хотя бы в течение недели, чтобы ребенок мог освоиться с правилами оформления работ и их оценивания, а также понял последствия отсутствия или неполного выполнения классной и домашней работы. Можно поговорить и со школьным психологом, работающим с классом, в который предполагается перейти. У психолога можно поинтересоваться о психологическом климате класса, о тех или иных чертах и особенностях детей, которые стоит учитывать при общении с ними, о роли учителя в жизни класса и его стиле общения с учениками.

Родителям важно понимать, что описание класса, данное администрацией или учителем, — это «афиша», а сам класс — это спектакль, который разыгрывается как на сцене, видимой зрителям, так и за сценой, где его видят только ученики. Учителя — режиссеры, осветители, сценаристы. Родители учеников — это зрители, поэтому то, что пишут в отзывах об учебном заведении и классе — это только их взгляд на происходящее. Когда придет в новый класс, ребенок сам расскажет о том, что и как происходит в нем, как общаются ребята, как учителя общаются с учениками. Задача родителей в такой период — выстроить из нескольких пазлов цельную картину и помочь ребенку сориентироваться в ситуации перехода в другую школу.

Материал подготовлен Борисовой Ольгой Михайловной, педагогом-психологом Международной гимназии Сколково.