Найти в Дзене
Александр Кашанский

Стародубье – центр Русского мира

Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.

А.С. Пушкин

В 2023 году мне посчастливилось принять участие в двух экспедициях проекта «Сакральное кольцо России» – в июле на Алтай и в октябре на Северный Кавказ. Смысл этих экспедиций в том, чтобы, знакомясь с природными красотами и памятниками культуры, решать свои проблемы и строить планы на будущее – как-то развиваться, используя силу сакральных мест и доброе общение с людьми. Последствия таких экспедиций проявляются не сразу, а через некоторое время, как открытие каких-то горизонтов, позволяющих переосмыслить ответы на вопросы: «Кто я, откуда и зачем?» и «Что делать?»

На этот раз, благодаря «Сакральному кольцу», мне, вдруг, как бы ни с того, ни сего… открылись глубины прошлого моей семьи. Заглянув в эти глубины, увидел там многое такое, что заставляет переосмыслить и настоящее, и будущее – и не только мое, но и моей страны. О чем, собственно, речь? Когда-то в далеком детстве, а было мне лет десять не больше, мой дед Михаил Иванович Кашанский однажды сказал мне, что его отец Иван Николаевич Кашанский приехал в Сибирь в Омскую область в 1906 году из села Доманичи, что в Черниговской губернии, и был он из казаков. На этом, собственно, его рассказ и закончился – дед не любил, или не хотел вспоминать прошлое. В моей памяти эта информация сохранилась и лежала без движения 56 лет! И вот мне, вдруг, захотелось разобраться, где эти Доманичи и откуда там взялись казаки? Дело в том, что прадед в 1930 году, бросив семью и все нажитое добро, скрываясь от высылки «за болото» при раскулачивании, уехал на Черниговщину, потом забрал туда жену Варвару. Что с ним там стало – никто из его семерых детей, оставшихся в Омской области, не знал. И вот, вспоминания то, что говорил мне дед и отец, копаясь в архивных документах, выложенных сегодня в Интернете, я установил, что, оказывается, мои предки жили в этих Доманичах ВСЕГДА – по крайней мере с 1676 года, когда атаман Ясько (Яков) Кошанский давал присягу, взошедшему на престол царю Федору Михайловичу в составе Почепской сотни Стародубского полка. (Древний город Почеп – это в десяти километрах от Доманичей). А в 1677 году Яков Федорович Кошанский был избран сотником Почепской сотни, командовал он ею только год, наверное, погиб в битвах Руины (гражданской войны на Украине, шедшей в ту пору). Надо сказать, что тогда Гетманщина Малороссии административно строилась по полковому принципу. Почепская сотня Стародубского полка – это сегодняшний Почепский район Брянской области и в ней могло быть и до двух тысяч казаков. Сотник на этой территории в эпоху Гетманщины был властью и военной, и административной, да и судебной тоже – не маленький человек. По всем переписям казаков XVIII и XIX веков казачьей Почепской сотни и жителей Доманичей в них всегда обнаруживались Ка(о)шанские. Они и сейчас в этом селе живут (или ещё совсем недавно жили)! Надо сказать, что буква «а» в фамилии была обозначена отцом, когда он получал паспорт, прадед же был Кошанский, он и по документам проходил так. Получается, что я, точно, малоросс по прадеду, да ещё и из казачьего-рода племени – из стародубских казаков. Это подтверждается и семейными преданиями, которые всплыли в памяти, как воспоминания детства. Корни древа жизни нашлись и начали шевелиться… Расширив круг поисков, я обнаружил Кошанских и вокруг Почепа в селе Баклане, и в Печерах, что в юго-восточной части Могилевщины, и на юге Смоленщины. Есть информация о каком-то смоленско-белорусском шляхтиче Иване Кошанском, который ездил на поклон к царю Алексею Михайловичу ещё в 1656 году. Сейчас не скажешь был ли он родственником Якову Кашанскому. Это и не важно! Важно, что все они жили в треугольнике, где сошлись малороссийские, белорусские и великорусские земли – а Стародубье и его ближайших окрестностях. Стародубье – особая земля – древняя земля радимичей – перекресток бело, мало и велико России! И вдруг пахнуло в мою душу глубокой – головокружительной древностью…

Теперь мне очень захотелось побывать в Доманичах и Почепе – прикоснуться к сакральным для меня корням моего рода, вложить свой личный вклад в формирование Сакрального Кольца России. Может, удастся найти там следы пребывания моего прадеда. А и не удастся, так посмотреть, откуда я взялся – на какой земле народился мой род. Зачем? Мне это просто интересно! А ещё – это ведь очевидно, что, двигаясь в будущее, а мы все говорим о захвате будущего, надо знать свое прошлое – и не только своей страны, но и своего рода. Иначе оторвешься от земли и улетишь в космос, где жизни нет… Родственная духовность – это первый слой осознанности для любого человека, ниже только инстинкт выживания. Если оставаться в этом слое – никуда не уйдешь, погрязнешь в воспоминаниях о прошлом, но, если забудешь о нем, не будешь через него питаться духом родной земли и своих предков, – засохнешь, как сохнет дерево без корней. Стародубский дуб засох наполовину - это символично!... Полагаю, что пора мне подпитаться силой духа родной земли – и это в буквальном смысле, накопить силу. Но не для того, чтобы строить стены раздора, а для того, чтобы создавать-творить мосты. И родное Стародубье – хорошее место, где такие мосты можно строить.

03.11.2023 А. Кашанский