Найти в Дзене
Елена Панина – РУССТРАТ

Конфликт в Газе наносит удар по политической стабильности Израиля

Чем бы ни кончилась операция в Газе, Нетаньяху должен уйти, настаивает оппозиция.

Хотя итоги операции «Железный меч» в секторе Газа и тем более послевоенное положение дел на этой территории не вполне понятны — а, точнее, идут по разряду гипотез — уже можно говорить об усилении политической турбулентности в Израиле.

В Foreign Affairs вышла статья сразу трех авторов с характерным названием «Почему Нетаньяху должен уйти». Из написавших — бывший глава ВМС и Агентства безопасности Израиля Ами Аялон, экс-руководитель администрации премьер-министра Израиля Эхуда Барака Гилеад Шер и предприниматель Орни Петрушка. Учитывая это позиционирование, описанные тезисы можно воспринимать как программное заявление, минимум, существенной части израильского общества.

Прежде всего, уничтожение ХАМАС не является окончательной целью. Авторы настаивают, что необходимо создать-таки два государства, Израиль и Палестину. А значит, работая над военной победой, Израиль также должен работать над определением своей долгосрочной стратегии.

Действующего премьера Израиля Биньямина Нетаньяху не считают способным руководить какой-либо частью этого процесса — ни войной с ХАМАС, ни усилиями по обеспечению более прочного мира. Израиль, считают оппоненты Нетаньяху, должен уделять приоритетное внимание «более широкому политическому видению» - не только ради снижения напряженности в отношениях с соседними странами и предотвращения погружения своего региона в пучину насилия, но и ради себя самого. Будущее Израиля видится оппозиции как демократического национального государства еврейского народа, сохраняющего синхронизированные с США ценности в виде свободы и справедливости.

Нетаньяху обвиняют в личном укреплении позиций ХАМАС в Газе, так как разобщенность палестинцев в рамках присущей ему парадигмы была в интересах Тель-Авива. В качестве аргумента приводится многолетнее блокирование усилий по восстановлению Газы таких организаций, как Всемирный банк – потому что условием выделения финансирования было участие Палестинской автономии как субъекта.

Хотя публично Нетаньяху (например, в речи в Тель-Авивском университете Бар-Илан в июне 2009 года) неоднократно подчеркивал приверженность идеи сосуществования двух государств. В качестве конкретных действий можно упомянуть согласие правительства Нетаньяху разрешить Катару финансировать ХАМАС и освобождение более тысячи заключенных ХАМАС в обмен на одного захваченного израильского солдата Гилада Шалита.

По мнению оппонентов Нетаньяху, сугубо его фигура мешает достижению консенсуса. В 2009 году опрос Института Дахаф показал, что 78% израильтян согласны на разрешение неустойчивой ситуации путем создания двух государств. В сентябре 2023 года таковых было уже 42%.

Динамика негативная, но оппоненты действующего правительства резонно отмечают, что договариваться всё равно придется. Ведь альтернативой может быть только бесконечная война, обозначившая конечной целью геноцид одной из сторон.

Для того, чтобы создание двух государств имело наибольшие шансы на успех, оппозиция Израиля предлагает заранее разработать план с участием Израиля, Палестины, США, Египтом, Иорданией и Саудовской Аравией – эти страны возьмут на себя ответственность за переходный период, восстановление общественного порядка и ремонт инфраструктуры.

Этот переход может ускорить переговоры по плану создания двух государств, разработанному по образцу Арабской мирной инициативы 2002 года, которая предполагала, что Израиль может обеспечить прекращение противостояния со всем арабским миром в обмен на свой уход с Западного берега и районов Иерусалима, где доминируют арабы.

Условием реализации этого плана называют свержение Нетаньяху, который, по мнению оппонентов, раздражает уже всех — вплоть до военных.

Можно констатировать, что военные события в Израиле действительно активизировали дискуссию о том, что дальше. Пока что об этому думает мало людей, во всяком случае публичная полемика находится в зачаточном состоянии. Но как только ЦАХАЛ добьется заметных успехов, а гуманитарная ситуация в Газе превратится в вовсе критическую, политическая грань процесса станет острой.

ЦАХАЛ уже понес крупнейшие потери за всю историю противостояния с Палестиной, страдает экономика Израиля, а большинство крупных игроков за пределами региона, при всей разности их позиций, сходятся в нежелании масштабировать конфликт. Под давлением внешних и внутренних факторов политический кризис в Израиле неизбежен.

Помочь Нетаньяху могла бы быстрая и успешная операция в Газе, результаты которой он бы преподнес в качестве трофея электорату. Но пока что перспективы блицкрига выглядят сомнительными, а постоянно растущее количество жертв среди мирного населения усиливает внешнеполитическое давление на Тель-Авив.

Шансы на создание двух государств по итогам всего кризиса действительно есть, и они возрастают по мере осознания отсутствия других альтернатив. Но в любом случае этот процесс будет драматичным, а шансы остаться крайним у Нетаньяху возрастают до максимума.

Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!