Псевдорусский стиль в архитектуре (неорусский, русский, ложнорусский) возник в середине XIX века и формировался на протяжении XX века. Это было новаторское течение, которое стремилось, на основе известных, к тому времени, архитектурных стилей, создать нечто новое в сочетании с архаикой древнерусских построек.
В 30-е годы XIX века начался культурный подъем, направленный на то, чтобы открыть новый самобытный стиль, вернуться к истокам народного творчества, выразить свою историко-национальную специфичность, сказать свое слово в архитектуре. В этом стремлении к возрождению национальной культуры и родился сказочный псевдорусский стиль с его желанием переплетения русского зодчества и наследия европейской культуры.
Архитекторы того времени заимствовали элементы других стилей: византийского, модерна, романтизма первой половины XIX века. Вот в таком содружестве и взаимосвязи родился поистине волшебный мир неорусского стиля.
Характерными чертами этого стиля стала совершенная эклектика. При том, не только стилевых элементов, но даже материалов, внешней и внутренней отделки помещений. С удивительной легкостью архитекторы комбинировали наличники, крыльца, кокошники, шатры, бочки, кружало, теремные крыши с помпезными элементами византийской архитектуры, витиеватыми элементами модерна, сдержанными элементами классицизма, стремительными элементами готики и строгими формами романтизма первой половины XIX века.
Экспериментировали так же с внешней отделкой и материалами, здесь могли переплетаться каменные постройки с деревянными эркерами и резной теремной крышей, кирпичными башенками и оригинальной фигурной ковкой. Здесь могли использоваться изразцы, лепнина, живописные вставки, витражи, мозаика, резьба по дереву и камню и проч. Здесь фантазия архитекторов не знала границ, и полет фантазии ограничивался только архитектурными нормами.