Согласно сообщению пресс-центра Ростеха, 1 ноября 2023 года опытный образец российского дальнемагистрального самолета Ил-96-400М с бортовым номером 96115 совершил свой первый полет. Как сообщили в ОАК, изготовленная на ВАСО в филиале ПАО "Ил" новая версия самолета в модификации Ил-96-400М приступила к летным испытаниям.
Было подчеркнуто, что испытания прошли в штатном режиме, входе которых выполнялась проверка устойчивости, управляемости воздушного судна, работоспособности систем, радиотехнических средств, силовой установки и заход на посадку.
Сообщается, что первый полет Ил-96-400М проходил на высотах до 2000 м, максимальной скорости до 390 км/ч и продолжался 26 минут. По результатам испытаний была подтверждена стабильная работа новых отечественных систем и оборудования, большинство из которых были разработаны и изготовлены предприятиями Госкорпорации Ростех.
В сообщении также говорится, что во время первых летных испытаний опытный самолет Ил-96-400М пилотировал экипаж в составе командира воздушного судна, шеф-пилота ПАО «Ил», заслуженного летчика-испытателя РФ Сергея Сухаря, заслуженного летчика-испытателя РФ Игоря Зинова, заслуженного штурмана-испытателя РФ Сергея Горемыкина, бортинженера-испытателя первого класса Павла Литвякова, бортового электрика-испытателя Дмитрия Семенова.
Стоит отметить, что Ил-96-400М является модернизированной версией Ил-96-300. Он отличается удлиненным на 9,35 м фюзеляжем, более мощными четырьмя сертифицированными двигателями ПС‑90А1 с максимальной тягой до 17,4 тонн каждый и вмещает до 370 пассажироввместо 300 у версии Ил-96-300. Заявленная максимальная дальность полёта - до 13 000 км.
Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что первый и успешный полет модернизированного Ил-96-400М – это демонстрация высочайшего уровня компетенций отечественных КБ и авиазаводов. Самолет не просто сохранил высокие показатели Ил-96-300, но и получил новые эксплуатационные и транспортные возможности.
По сообщению пресс-центра Ростеха, самолет Ил-96-400М может выпускаться не только в двухклассной компоновке до 370 человек, но и в одноклассной эконом компоновке - на 415 - 435 человек и трех - на 262 - 300 человек, а также может иметь грузовую версию в модификации Ил-96-400Т.
Более того, известно, что с 2019 года ведутся работы по транспортной версии Ил-96-500Т с увеличенным фюзеляжем. Самолет разрабатывается с учетом транспортировки элементов ракет «Ангара» на космодром «Восточный» и других негабаритных грузов.
Отмечается, что все серийные версии самолета Ил-96-400М будут оснащаться современной информационно-развлекательной системой, обеспечивающей доступ к интернету, телевидению и спутниковой связи, а также современным буфетно-кухонным оборудованием.
Самолет соответствует последним требованиям к навигационному оборудованию широкофюзеляжных лайнеров, что позволяет совершать полеты в Европейской общей авиационной зоне, а также над безориентирной местностью – океанами, пустынями, протяженными лесными массивами.
Стоит отметить, ранее сообщалось о продолжающихся работах ПАО «Ил» по двухдвигательной версии Ил-96-400М с новой кабиной для двух пилотов, а не на трех с борт-инженером, как в базовой версии. В качестве силовых установок в новую версию самолета с двумя более мощными двигателями планируется интеграция перспективных пермских двигателей ПД-35 с максимальной тягой по 35 тонн каждый.
В таком случае новый вариант в двухдвигательной версии станет сопоставимым с импортными аналогами по техническим характеристикам и более низким эксплуатационным расходам, по сравнению с базовой четырехдвигательной версии Ил-96-400М. Планируется, что первый двухдвигательный самолет линейки Ил-96 появится к 2030 году.
Согласно заявлению представителей ВАСО, производственные мощности авиастроительного предприятия в Воронеже способно выпускать по два широкофюзеляжных самолета Ил-96-400М ежегодно.
По итогам первого опытного полета самолета Ил-96-400М, губернатор Воронежской области Александр Гусев заявил, что Воронежский авиазавод уже имеет загрузку до 2030 года по выпуску самолетов Ил-96-400М.
То есть до 2030 года можно будет собрать порядка 10-12 самолетов в четырехдвигательной версии и параллельно расширять производственные мощности под двухдвигательную версию Ил-96, так как в связи с санкционной политикой запада, для российских коммерческих авиаперевозчиков уже лет через 10 понадобится порядка сотни лайнеров этого класса.