Неслучайное соседство: Зимний дворец, Большой дворец Петергофа, Екатерининский дворец в Царском селе и Строгановский дворец. Общего у этих зданий много: время постройки, стиль, возможности бюджета и архитектор, а вот хозяева разные и не все они Романовы.
Датой строительства дворца считаются 1753 - 1754 годы, а автором - Франческо Бартоломео Растрелли. Но дворец построен был не на ровном месте: ранее здесь уже был небольшой двухэтажный особняк, принадлежащий Строгановым. Авторство того, первого, дома приписываются также великому зодчему, Михаилу Земцову (но это не точно).
Конструктив первого дома активно использовался Растрелли в качестве несущих конструкций, которые он включил в состав нового дворца, а вот внешний дворца, каким мы его знаем, полностью принадлежит руке итальянца. За исключением лишь цвета - как и Зимний, дворец изначально был "песочного с жёлтыми включениями" цвета.
Интересно: почти все дворцы Растрелли изначально были вот жёлтого цвета. И у меня вопрос: связано это с модами того времени, развитием химической промышленности, пристрастиями архитектора или другой вариант? Как думаете?
Строгановский, как все дворцы, служившие не одному поколению, терпели перестройки в угоду новым пользователям, интерьерным трендам и новым технологиям.
Список приложивших руку к этому дому включает в себя имена первых звезд архитектурного искусства своего времени: Михаил Земцов (предположительно), Франческо Бартоломео Растрелли, Федор Демерцов, Андрей Воронихин, Иван Колодин, Карл Росси, Петр Садовников.
Кто же такие эти Строгановы, что могли себе позволить такую роскошь и соседство? Династия промышленников, землевладельцев, государственных деятелей и меценатов создала свое имя и состояние в 16 веке, когда Аникей Федорович Строганов учредил в городе Вычегда Архангельской области соляные варницы. Важность соли в быту того времени сложно переоценить, спрос на продукт был огромен, затраты минимальны, а маржа зашкаливала.
Очень интересно история соли рассказана Сергеем Минаевым в одноимённом выпуске: https://youtu.be/bW2HtOjk_oU?si=Wro9EHZpso8IxJAv
Одновременно с зарабатыванием огромных капиталов, представители Строгановых вкладывали большие деньги в государство: помогали казне во времена войн, вкладывали деньги в освоение территорий Сибири, строили храмы, развивали искусство.
В отличие от других богатых людей, Строгановы, давая заклады государю, не принимали назад своих денег, «прибыли себе не искали, а служили и работали великому государю и всему Московскому государству верою и правдою во всем». За это в 1610 Василий Шуйский даровал им звание «именитых людей» государства Российского. За всю историю этого звания удостоились лишь Строгановы.
В грамоте 29 мая 1610 года указано: «писать его с -вичем, судить только в Москве, излишних пошлин с товаров не брать, креста самому не целовать (то есть не приносить присяги в процессах), бесчестья против лучшего гостя вдвое». В 1649 году соборное Уложение подтвердило, что штраф за бесчестье, нанесенное Строганову составляет 100 рублей. Этими привилегиями пользовались потом все Строгановы.
В годы Северной войны 1700–1721 Строгановы оказали большую денежную помощь правительству Петра I. В 1712 трое из фамилии получили от царя за заслуги предков баронские титулы. При Петре впервые представители рода оказались на государственной службе и породнились с дворянскими фамилиями: Шереметевыми, Голицыными, Шаховскими...
Немного о заслугах семьи на государственной службе:
Сергей Григорьевич Строганов (1707–1756) играл важную роль в правление Елизаветы Петровны.
При Екатерине II Александр Сергеевич Строганов (1733–1811) участвовал в работе комиссии по составлению проекта нового уложения. В конце 18 – начале 19 веков он был президентом Академии художеств, директором Публичной библиотеки, членом Государственного совета. Именно на средства Александра Сергеевича Строганова в 1801- 1811 годах был построен в Петербурге один символов города - Казанский собор. Проект и архитектора собора так же лоббировал царю Александр Сергеевич, а это отдельная очень интересная история.
Граф Павел Александрович Строганов (1772–1817) – сторонник либеральных преобразований, близкий императору Александру I, был одним из инициаторов создания и затем членом Негласного комитета при самодержце. Его брат, Григорий Александрович (1770–1857) прославился как дипломат, почетный член Петербургской Академии Наук.
Резюмируя, Строгановы - часть Российской Империи, одни из создателей ее процветания и наследства.
А теперь, наконец, пройдёмте про дворец!
Первое, что хочется отметить - это вид из окон! Он и сейчас впечатляет: Невский, Зелёный мост, изгиб реки Мойки, красные маркизы Cartier, здание главного штаба, Певческий мост (смотрите на фото!)... А до постройки Главного штаба в 1819 - 1828 годах вид из этих окон был...сначала на стройку, а потом на Зимний дворец!
Во время строительства последнего в 1754 - 1762 годах Франческо Бартоломео Растрелли проживал в уже готовом дворце Строгановых. Удобно, когда работу видно из окна.
Сейчас интерьеры дворца условно поделили на наследие Растрелли и Воронихина, именно эти двое гигантов внесли самый значительный вклад в становление дворца. Прогуляемся и сверим разницу?
Изначально, парадная лестница и пятьдесят парадных комнат были пышно оформлены в «растреллиевском стиле»: пышном, богатом, завитым и позолоченном. Сейчас из интерьеров Растрелли в Строгановском доме сохранились: Парадный вестибюль и Большой (бальный) зал (частично изменённый Воронихиным).
С 1756 года дворцом владел сын барона Александр Сергеевич Строганов. В 1787 году он предпринял значительные перестройки. В начале XIX века А. Н. Воронихиным были заново отделаны Малая и Большая гостиные, кабинет (музей) графа А. С. Строганова, зал Юбера Робера, Минеральный кабинет, Картинная галерея, Библиотека и Физический кабинет.
Прогуляемся?
Большая гостиная была настолько богато украшена позолотой, тканями, мебелью и предметами декора, что осталась в записанных воспоминаниях современников. Декор только одной комнаты стоит 1 миллион царских рублей, если перевести на современные деньги - 3,5 млрд рублей!
В греческой гостиной (название пошло от декора) по приглашению хозяина жил когда-то сам архитектор, Андрей Воронихин, поэтому сейчас этот интерьер украшает его бюст. Вообще, история отношений и сотрудничества Александра Сергеевича Строганова и крепостного крестьянина Андрея Воронихина похожа на сюжет фильма, кульминацией которого стала постройка Казанского Собора.
Над интерьерами женской половины дворца так же трудился Воронихин. Большая и малая гостиные решены в любимых цветах хозяйки голубом и зеленом.
Красный зал содержит в себе сюжет из шуток - камин, отделанный деревом.
Парадная столовая - настоящий восторг! Интерьер отделан зеркалами так, что непонятно, где правда, а где зазеркалье. Даже люстры тут не целые, а половинками, но понимаешь это только когда начинаешь проверять и заглядывать "в стену". И это не говорят уже про вид из окна на Невский, изгиб Мойки и мосты через нее.
Старая Передняя при Растрелли при Воронихине стала залом Юбера Робера - художником, чьи полотна украшали этот интерьер. Сейчас их в зале не присутствует - они в музеях (в Эрмитаже и Павловском дворце точно замечены) или были проданы после революции. Юбер Робер был очень востребованным художником, например, он оформлял сады Марии Антуанетты Версаля. Екатерина Великая лично приглашала его в России и приобретала полотна для своей коллекции. Писал пейзажами с руинами.
Арабесковая гостиная непременно напомнит ложи Рафаэля в Эрмитаже. В очередной раз можно понять насколько могущественна и богата была семья, которая могла позволить себе интерьеры, аналогичные царским.
Минеральный кабинет - жемчужина дворца. Был создан Воронихиным специально для коллекции минералов, которую формировал Александр Сергеевич Строганов. Росписью потолков занимался итальянец Пьетро ди Готтардо Гонзаго, знаменитый своей 3d живописью, который, к слову, расписывал Павловский дворец.
И последний интерьер - Картинная галерея. Ранее вела в физический кабинет графа, где он занимался опытами и алхимией. Сейчас этот интерьер скрыт от посетителей за секретной дверью (за ангелочком), а граф следит за порядком с портрета на стене. Но есть в этом интерьере и то, что напоминает, что в этом доме жили обычные люди: экраны для каминов украшены изображениями любимых собак хозяев.
И если на секунду представить, что по этим комнатам бегают любимые собаки (такое вообще возможно, пускали ли собак в парадные комнаты?), то становится как-то теплее и уютнее. А если осознать, сколько для своей Родины сделали Строгановы, преисполняешься благодарностью и огромным уважением.
Конечно, революция изменила жизнь этой семьи и этого дома. После 1917 последний представитель Строгановых Сергей Александрович переехал во Францию, а все владения Строгановых были национализированы, их богатейшая коллекция икон и живописи ушла с аукционов или попала в музеи России.
Во дворце Строгановых в Петербурге сначала располагался музей Дворянского быта, позже - институт ботаники и растениеводства, закрытые военные организации, а на третьем этаже - коммунальные квартиры.
В 1990 году дворец вошел в управление Русского музея и после реставрации стал музеем, который можно посетить в любой день, с экскурсией или без.
Пользуясь положением напоминаю, что Петербург прекрасен в любую погоду, а холодный сезон великолепен для посещения дворцов.
Ваш гид по Петербургу,
Анастасия Боброва.