Время не остановить, прошлое забывается и только от желания и возможностей людей зависит- сохранить память об этом уходящем прошлом или нет. Это заставляет рассматривать судьбу каждого списанного корабля как нечто большее чем просто 2000-3000 т стали, правда такое отношение удается встретить не всегда. Наверное правильно, что в некоторых странах в качестве музеев и памятных экспонатов стараются сохранить в различной форме не только корабли старого времени, но и более-менее современные, которые с каждым годом становятся все старше. Ведь задумываться о создании коллекции исторических кораблей проще тогда, когда есть из чего выбирать. Вот в Австралии думают примерно так, причем, несмотря на то, что у этой страны уже были подводные лодки-музеи, в качестве которых использовались ПЛ типа "Оберон", процесс по сохранению этих кораблей продолжался.
72.Памятный объект: Подводная лодки S70 "Ovens" ("Овинз") типа "Оберон", Австралия
Статус: подводная лодка - музей
Место расположения: Австралия. г.Фримантл (штат Западная Австралия), "Western Australian Maritime Museum" (Западный австралийский морской музей)
Открыт: с 18 декабря 1999 года
Серия британских дизель-электрических подводных лодок типа "Оберон" была относительно многочисленной для послевоенного времени, причем они отличались высокими тактико-техническими характеристиками, в первую очередь они считались одними из наиболее бесшумных подводных лодок своего времени. Не удивительно, что всего с 1957 года по 1978 годы всего было построено 29 подводных лодок этого типа, большая часть из них была продана другим странам или построена по их заказам.
В течение десяти лет, с 1967 по 1977 годы шесть таких субмарин получили и ВМС Австралии. Приобретение такого "подарка" для флота прошло двумя партиями приобрела Австралия; «Оксли» (S57), «Отуэй» (559), «Овинз» (S70) и «Онслоу» (S60) вошли в состав ее флота в 1967-1969 годах, а «Орион» (S61) и «Отама» – десятилетие спустя, в 1977-1978 годах. Эти австралийские лодки отличались гидроакустическими станциями американского и западногерманского производства. Они вооружались американскими торпедами Мк 48, а в 1985 году получили на вооружение противокорабельные ракеты «Гарпун».
Подводная лодка "Овинз" была заложена 17 июня 1966 года на верфи "Скотт Шипбильдинг анд Энжинириг и К" в Гриноке (Великобритания) и 18 апреля 1969 года была сдана флоту.
После вступления в строй подводная лодка «Овинз» базировалась в Стирлинге - базе австралийских ВМС. Ее служба не отличалась какими то яркими событиями и подвигами. В середине 1980-х годов подводная лодка была модернизирована, в ходе которой была оснащена торпедами и противокорабельными крылатыми ракетами американского производства. В последние годы службы субмарина использовалась для учебно-тренировочных целей.
Интересно, что обращение к правительству и руководству ВМС Австралии о возможности приобретения подводной лодки для Западно-Австралийского морского музея относится еще к 1989 году, а в 1993 году с просьбой о приобретении подводной лодки типа «Оберон» для организации музея выступил «National Submarine History Taskforce». Такое желание и активность общественности и органов власти "на местах" не удивительно - именно с 1992 году начался процесс вывода из боевого состава флота подводных лодок типа "Оберон", вот чиновники и активисты активизировались, что не может не радовать.
Еще более невероятным может показаться тот факт, что из шести субмарин типа "Оберон", если я не ошибаюсь, четыре сохранили в качестве корабля-музея! "Онслоу" и "Отвэй" уже были рассмотрены в этом разделе на нашем канале, вот настал черед и "Овинз", )
Для справки: водоизмещение (надводное/подводное) подводной лодки данного типа: 2030/2470 т; размерения: 89,9х8,7х5,5 м; глубина погружения - 200 м; автономность - 40 суток, экипаж - 62-64 чел.
Просьба была удовлетворена после того как 1 декабря 1995 года подводная ложка «Овинз» была выведена из состава ВМС. И через три года ПЛ со снятым вооружением и частично демонтированным оборудованием была доставлена из базы Стирлинг в гавань г.Фримантле и поднята на стенку.
Для справки: энергетическая установка субмарины - дизель-электрическая, мощность дизелей 2х1840 л.с.; мощность гребных ЭД - 2х3000 л.с.; две группа АКБ (по 224 элемента). Скорость хода: надводная наибольшая - 12 узлов, наибольшая подводная - 17 узлов, в режиме РДП - 12 узлов. Дальность плавания: надводная - 9000 (12 узлов) миль, в режиме РДП - 11000 (8 узлов), подводная - ок.180 (4 узла).
18 декабря 1999 года корабль-музей «Подводная лодка «Овинз» открыл министр искусств правительства Австралии. Интересно, что музей с военной техникой находится в ведении "министра искусств"!
Вооружение данной субмарины - типовое для подводной лодки типа "Оберон": 6х533-мм носовых торпедных аппаратов, общее число торпед/ракет - 20. Тип ракет - противокорабельные UGM-84 "Саб-Гарпун", тип торпед - Mk48. Система управления стрельбой - SCS фирмы "Сингер Либраскоре".
Судя по фотографиям - внутри подводной лодки сохранен обычный "интерьер", который содержится в хорошем состоянии. Интересна табличка над переборочным люком с указанием "завода-изготовителя", )).
Обычно спрашивал читателей, был ли кто рядом с этим памятником? Но тут даже не знаю, смогли кто то из вас добраться до "зеленого континента" и отметиться на данной субмарине. Но если такие вдруг есть - не стесняйтесь, поделитесь впечатлениями, делитесь своим мнением или воспоминанием - буду рад.
P.S.Остаюсь под впечатлением от того, что оказывается можно еще до вывода корабля из состава флота уже заранее думать о том, как бы сделать его музеем. Причем вполне рядового корабля.