23K подписчиков

Новый Ил-96: разглядываем особенности, ковыряем подробности

12K прочитали

Да что себе позволяют эти русские?! Их санкциями обложили, а они нагло клеят свои самолётики. И как у них получается? Российская экономика была "разорвана в клочья" ещё при Обаме, не так ли?)))

Уже много сказано всякими либералами вредителями про Ил-96, дескать устаревшая машина, четыре двигателя, тяжёлый и без композитов, к коммерческой эксплуатации непригоден, на нём будут возить только Президента РФ и просто выпендриваться "а у нас есть свой аэробус". Однако, удалось мне найти на просторах интернетов ТТХ нового Ила, в том числе и такие важные параметры, как часовой и удельный расход топлива. Очень интересно, сколько новый пепелац будет жрать горючки и насколько дорого будет на нём летать. Вот таблица:

Да что себе позволяют эти русские?! Их санкциями обложили, а они нагло клеят свои самолётики. И как у них получается? Российская экономика была "разорвана в клочья" ещё при Обаме, не так ли?

Понятно, что машина не "с нуля" проектировалась, и не является "глубокой переработкой" Ил-96-300. Кто вопит "а создайте с нуля" киньте в меня камень возьмите и создайте. Уже на этапе предварительного подсчёта бюджета вам икнётся так, что вы будете согласны продлить сертификаты лётной годности для любого хлама с помойки. Отличия от предыдущей модели всё же имеются, и эти отличия на первый взгляд странные, а при ближайшем рассмотрении вполне положительные. Что изменено? Для начала - высота в хвосте у самолёта, который по габаритам больше - внезапно стала меньше аж на 1м 70см (такое ощущение, что хвост взяли от Ил-86). Также площадь крыла внезапно меньше аж на 11%, но при этом взлётный вес больше на 20%, а вес пустого лайнера больше на 3%, все эти навороты случились за счёт простого удлинения фюзеляжа аж на 9 метров.

Размер имеет значение.
Размер имеет значение.

Объяснить такое сокращение размеров крыла и хвоста самолёта без значимого ухудшения лётных характеристик можно просто - в советской авиастроительной школе самолёты часто "перезакладывались" - делались чуть прочнее и чуть тяжелее, чем этого требовало техзадание. Ну чтобы никто потом не получил по шапке из-за того, то детальки недостаточно прочные. Инженеры ОАК, скорее всего, используя современное проектировочное оборудование, давно пришли к выводу, что Ил-96 перезаложен и перетяжелён, и его можно улучшить: удлинить фюзеляж (больше паксов влезет), и чутка подпилить крылышки и хвост, уменьшив лобовое сопротивление. Вполне возможно, что у Ил-96-300 были "перезаложены" именно крылья и киль, вот их-то и перепроектировали. Главное, чтоб не получилось как с Ту-154 в катастрофе Шилака - при минимальной скорости резко падала эффективность руля высоты. Однако, если учесть что Ил-96-400М стал длиннее - киль находится дальше, рычаг больше, поэтому уменьшение размеров самого киля вряд ли ухудшит управляемость.

Двигатели семейства ПС-90 разрабатываются и производятся в России. Главный конструктор - Павел Соловьёв. Торможение производства в нулевых было связано с претензиями б-гомерзкой двигателестроительной корпорации Pratt&Whitney, которая сначала предоставила годные буржуйские технологии для улучшения российского двигла, а потом на этом основании заблокировала его продажи - дескать, там наши технологии внутри, а мы не хотим чтобы вы на них наживались. Сейчас, в условиях санкций - на их патенты и претензии мы уже начхать хотели. Поэтому привет, новая жизнь!
Двигатели семейства ПС-90 разрабатываются и производятся в России. Главный конструктор - Павел Соловьёв. Торможение производства в нулевых было связано с претензиями б-гомерзкой двигателестроительной корпорации Pratt&Whitney, которая сначала предоставила годные буржуйские технологии для улучшения российского двигла, а потом на этом основании заблокировала его продажи - дескать, там наши технологии внутри, а мы не хотим чтобы вы на них наживались. Сейчас, в условиях санкций - на их патенты и претензии мы уже начхать хотели. Поэтому привет, новая жизнь!

Далее значимое изменение - новые двигатели. В данной таблице у Ил-96-400 якобы стоят двигатели ПС-90А3, но по факту на единственной пока летающей машине установлены ПС-90А1. А вот тут интересный момент: Двигатели ПС-90А1 отличаются от ПС-90А прежде всего "горячей частью" - использование новых сплавов (лопатки ТВД прежде всего) позволило повысить температуру в камере сгорания аж на 160-180 градусов, а это значит, что без значительных переделок движок можно смело форсировать на 10-15%, с сохранением прежних параметров расхода топлива. Для гуманитариев: увеличился КПД двигателя, и вместо 16 тонн тяги он способен выдавать 18 тонн, что как раз даёт возможность увеличить массу самолёта.

Далее - мои предположения, поскольку точных ТТХ нового двигла достать не удалось, но известна тяга, которая в данной таблице на 9% больше, чем у предшественника. Удельный расход топлива у Ил-96-300 указан как 26,4г на пассажиро-километр, каким будет удельный расход у Ил-94-400М? Ил-96-300 берет на борт 300 паксов, Ил-96-400М минимум 380, что на 26,5% больше. Соответственно, расход топлива следует ожидать на 26,5% меньше (если грубо) что составит 19,40г/ паксокилометр. Приблизительно такой удельный расход у Ту-214, а у ближайшего конкурента Ила Airbus A330 - 17,4г/паксокилометр. Выходит, при приблизительных подсчётах мы таки не смогли ни догнать, ни перегнать буржуйских авиаторов, но хотя бы приблизились к какой-то вменяемой цифре, которая даёт зелёный свет на коммерчески успешную эксплуатацию.

Вопреки язвительным воплям либералов, самолёт создан не "из старых советских заделов", а склеен и склёпан с нуля. Всё в нём новое, а всё оборудование - российское. Да и сам он красавчик.
Вопреки язвительным воплям либералов, самолёт создан не "из старых советских заделов", а склеен и склёпан с нуля. Всё в нём новое, а всё оборудование - российское. Да и сам он красавчик.

Если же рассмотреть пассажировместимость нового Ила в суперэконом варианте - 436 паксов в одном фюзеляже - то можно ожидать параметров ещё более близких к аирбасу - до 18,2г/паксокилометр удельного расхода топлива. Вытеснить аирбасы с мирового рынка при таких показателях не получится, но летать по своей стране и немного за рубеж при таких параметрах вполне приемлемо.

Далее еще один важный момент - потолок заявлен на уровне 13100 метров против 12100 у предшественника. Чем самолёт выше летает - тем меньше горючки он жрёт, это известный факт. В коммерческой эксплуатации на практическом потолке не летают - небезопасно, летают чуть ниже, чтобы был резерв и запас по управлению и подъёмной силе. Но если эксплуатационный потолок нового лайнера будет выше, чем у предшественника даже на несчастные 300 метров - это только добавит плюсов в копилку экономичности.

Благодаря санкциям нам теперь ещё и начхать на их претензии к винглетам - законцовкам крыла. Изначально вроде их изобрели на боинге, аирбасы тоже стали применять, но чтобы избежать патентных претензий - обозвали свои винглеты шарклетами и применили иную конструкцию. А суть одна - законцовки крыла снижают вихреобразование, и за счёт этого увеличивают топливную эффективность самолёта.
Благодаря санкциям нам теперь ещё и начхать на их претензии к винглетам - законцовкам крыла. Изначально вроде их изобрели на боинге, аирбасы тоже стали применять, но чтобы избежать патентных претензий - обозвали свои винглеты шарклетами и применили иную конструкцию. А суть одна - законцовки крыла снижают вихреобразование, и за счёт этого увеличивают топливную эффективность самолёта.

Ещё один важнейший параметр рентабельности - отпускная цена завода. Сегодня Ил-96-400М стоит около 85 млн долларов против 217млн за Аирбас 330 и против 260млн за Боинг-триплсевен (777). Тонна авиационного керосина при этом стоит около 820 вечнозеленых убитых енотов (у.е.), то есть можно за цену аирбаса приобрести один Ил и 160 тысяч тонн керосина, которых Илу хватит на 2285 полётов на максимальную дальность, или приблизительно лет на пять жёсткой эксплуатации. Неплохой бонус, как бы.

Да что себе позволяют эти русские?! Их санкциями обложили, а они нагло клеят свои самолётики. И как у них получается? Российская экономика была "разорвана в клочья" ещё при Обаме, не так ли?-6

Самый главный плюс для пассажиров в самолётах Ил-86, 96 и всех их модификаций - самолёт комфортный и эргономичный. Летать в нём спокойно - из-за больших размеров он совершенно нечувствителен к воздушным ямам, летит ровно, спокойно и тихо. Салон тоже удобен - компоновка кресел 3+3+3, и два удобных широких прохода. Места навалом даже в эконом варианте. Такое ощущение, что конструкторы КБ Ильюшина как всегда всё продумали и для пилотов и для пассажиров. Правда, история знает случаи, когда улучшение пепелаца приводило к его коммерческой неуспешности, и на эту тему вспомнился печально известный паровой автомобиль Добля:

Знаете, что это за монстр? Это паромобиль Doble. И он мне напоминает Ил-96. Для своего времени этот паромобиль был отличным средством передвижения и давал фору ещё не совершенным бензиновым машинам. Добль был роскошен, суперкомфортен, динамичен и красив. Но при этом безумно дорог - машина была отличная, но коммерчески неуспешная. С рынка его вытеснила бензиновая попса вроде Ford Model T, которая по сути была тем ещё ведром с болтами, но зато дешёвым ведром. У Ила похожая судьба - самолёт реально хороший. Но проиграл продажным чиновникам и попсовым конкурентам... Как-нибудь достану с полки историю Добля, и расскажу вам отдельной статьёй. Чтобы не пропустить - подпишитесь на канал)
Знаете, что это за монстр? Это паромобиль Doble. И он мне напоминает Ил-96. Для своего времени этот паромобиль был отличным средством передвижения и давал фору ещё не совершенным бензиновым машинам. Добль был роскошен, суперкомфортен, динамичен и красив. Но при этом безумно дорог - машина была отличная, но коммерчески неуспешная. С рынка его вытеснила бензиновая попса вроде Ford Model T, которая по сути была тем ещё ведром с болтами, но зато дешёвым ведром. У Ила похожая судьба - самолёт реально хороший. Но проиграл продажным чиновникам и попсовым конкурентам... Как-нибудь достану с полки историю Добля, и расскажу вам отдельной статьёй. Чтобы не пропустить - подпишитесь на канал)

Как будет в эксплуатации новый Ил - покажет практика. Я летал на девяносто шестом, отличный, комфортный и удобный самолёт. В отличие от "всёпропальщиков", которые утверждают, что у нового Ила нет будущего, я готов заплатить за билет подороже, зато полечу на российском самолёте. А в вас достаточно патриотизма, чтобы слегка переплатить за билет, если топливная эффективность Ила окажется хуже ожидаемой? Если вы готовы слегка переплатить - поздравляю, вы патриот. Своим рублём вы поддержите российских авиастроителей.

Да что себе позволяют эти русские?! Их санкциями обложили, а они нагло клеят свои самолётики. И как у них получается? Российская экономика была "разорвана в клочья" ещё при Обаме, не так ли?-8

Вот такой вопрос поступил от подписчицы. Ну действительно - как так? Наклепать мы можем всё что угодно и в любых количествах, но сделать лучше и дешевле чем у конкурентов - не всегда. Особенно плохо авиаторам приходилось в 90-е годы, когда авиапарк пополнялся б/у самолётами из-за рубежа, а новые самолёты были дороги. Честно говоря, я не понимаю до сих пор, зачем вообще разрешили нашим авиакомпаниям покупать иностранные самолёты - просто взяли и отдали свой внутренний рынок буржуям, оставив своих авиаконструкторов и авиазаводы без работы и без прибыли. Но теперь - санкции на пользу.

Предел мечтаний по улучшению Ил-96 это всё-таки перевод его на двухдвигательную версию. А тут всё зависит от того, когда двигателисты допилят до ума свой вожделенный ПД-35, и оснащение двигателями этого типа уже будет финальной точкой в эволюции Ила и настоящим epic win'ом. Ага, так думали те, кто не знаком с вот таким проектом:

Будет ли реализован такой джамбо-джет на основе Ила, неизвестно. Хотя... всё зависит как всегда, от двигателей
Будет ли реализован такой джамбо-джет на основе Ила, неизвестно. Хотя... всё зависит как всегда, от двигателей

А насчёт экспорта Илов за рубеж - тут дело в геополитике, и как там развернётся третья мировая война с переделом всех рынков. Уже понятно, что БРИКС/ШОС поместили себя на чашу весов, противоположную Евросоюзу/США, и что из этого экономического блока рано или поздно пойдёт свой нехилый профит, так что готовимся заранее, клепаем потихоньку штук 30-40 илов для своего внутреннего рынка, а там видно будет.

Ставим лайки, залетаем в телеграм REALIST ZEN

Предыдущая статья про первый полёт Ил-96-400М

Ещё в России производят: