Найти в Дзене
Строительный мир

Стратегически важный объект, появления которого ждут много лет: мост через Ангару, как часть БАМа

Оглавление

Необходимость строительства этого моста обсуждают на протяжении многих лет. Однако дальше разговоров до недавнего времени дело не двигалось. В текущем году в этом направлении было сделано несколько важных шагов. И, как отмечают власти, возведение долгожданного объекта может начаться в 2027-м.

Братску нужен мост!

На высоком уровне в последний раз тема строительства моста в нижнем бьефе Братской ГЭС (Иркутская область) поднималась осенью текущего года в Совете Федерации РФ в рамках «правительственного часа» при непосредственном участии вице-премьера Юрия Трутнева. В итоге проект включили в постановление верхней палаты Федерального собрания «О приоритетных направлениях работы Правительства РФ по экономическому развитию Дальнего Востока».

© Сайга / CC BY-SA 4.0 (Вид на ГЭС с левого берега. Проектирование Братской ГЭС стартовало в 1949 г. Строительство началось спустя пять лет. Ангару окончательно перекрыли в 1959 г. Первый гидроагрегат запустили в 1961-м, а восемнадцатый (последний) — в 1966 г.)
© Сайга / CC BY-SA 4.0 (Вид на ГЭС с левого берега. Проектирование Братской ГЭС стартовало в 1949 г. Строительство началось спустя пять лет. Ангару окончательно перекрыли в 1959 г. Первый гидроагрегат запустили в 1961-м, а восемнадцатый (последний) — в 1966 г.)

Документ датирован 25 октября 2023 года. В нем содержится рекомендация российскому правительству и РЖД проработать вопрос реализации третьего этапа развития Восточного полигона, предусмотрев возможность альтернативного железнодорожного перехода через Ангару в районе Братска, который должен разгрузить действующую дорогу, проходящую по плотине гидроэлектростанции.

Ежедневно водную преграду в этом месте пересекает порядка 38 пар поездов и около 13 тыс. автомобилей. Хотя изначально сооружение (если говорить о его автодорожной части) проектировали из расчета, что максимальная нагрузка будет составлять 3 тыс. транспортных средств в сутки. Предполагалось, что с ростом трафика здесь построят мост. Уже в 1970-х стало ясно, что данный вопрос необходимо решать. Но в итоге он до сих пор остается открытым.

© Сайга / CC BY-SA 4.0 (Железнодорожный переход на гребне плотины Братской ГЭС)
© Сайга / CC BY-SA 4.0 (Железнодорожный переход на гребне плотины Братской ГЭС)

Безальтернативная дорога

Сегодня плотина (1,4 км) Братской гидроэлектростанции является частью Байкало-Амурской магистрали и единственным автомобильным переходом через Ангару на участке Иркутск – Усть-Илимск (она входит в состав федеральной трассы А-331 «Вилюй»). Нагрузка на нее с каждым годом только увеличивается. К тому же альтернативы для пересечения реки попросту нет, что потенциально создает угрозу в случае нештатной ситуации, на что неоднократно обращалось внимание властей и соответствующих органов.

Действующий мэр Братска Сергей Серебренников, занимающий свой пост с 2005-го, практически с самого начала пытался продвигать данный проект. Но своими силами городу и региону не справиться. В 2015-м на необходимость выноса с плотины автомобильной и железной дороги обратило внимание Минэнерго РФ. Реализацию проекта тогда оценили в 80 млрд руб. Но денег на эти цели не нашли. Единственное, что удалось сделать — заменить в 2016-м железнодорожный рельсовый путь (на бесстыковой), дабы снизить нагрузку на плотину.

А ведь мост уже был

Теперь ввиду расширения Восточного полигона и увеличения грузоперевозок в направлении тихоокеанских портов актуальность проекта возросла в разы. Летом власти Иркутской области подчеркивали, что мостовой переход, необходимый для обеспечения безопасности стратегически важных объектов, должен быть включен в Транспортную стратегию РФ и схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта.

Кадр из фильма "Люди на мосту" (1959). Старый железнодорожный мост через Ангару
Кадр из фильма "Люди на мосту" (1959). Старый железнодорожный мост через Ангару

В октябре 2023-го, помимо упомянутого выше документа Совфеда РФ, потенциальный проект попал и в план реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года, утвержденный Кабмином РФ. Согласно последнему, Минтранс, РЖД, правительство Иркутской области и En+ Group, которой с 2018-го и принадлежит Братская ГЭС, должны совместно подготовить до 2025 года предложения по строительству автомобильного и железнодорожного мостов в нижнем бьефе Братской гидроэлектростанции.

Таким образом, при наличии источников финансирования, как и заявлялось представителями власти в последнее время, к возведению новой дороги через Ангару могут приступить в 2027-м. Примечательно, что железнодорожный мост здесь уже был. Правда из-за строительства ГЭС его пришлось демонтировать, о чем можно прочитать по ссылке ниже.