Найти тему
Строительный мир

Куда пропал железнодорожный мост через Ангару

В ближайшем будущем в Иркутской области должен появиться новый мостовой переход за 100 млрд руб., призванный разгрузить Братскую ГЭС, по гребню плотины которой ежедневно проходит 38 поездов и около 13 тыс. автомобилей. Сегодня это единственный путь для наземного транспорта, соединяющий два берега Ангары в этом районе.

© Dr. Meierhofer / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Братская ГЭС)
© Dr. Meierhofer / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Братская ГЭС)

Возможность возведения нового объекта активно обсуждается последние несколько лет, а в марте 2021 года стало известно о создании рабочей группы по решению строительства мостового перехода; ранее сообщалось, что РЖД прорабатывает проект выноса железнодорожной линии с плотины. Вполне возможно, что новая дорога через реку в нижнем бьефе гидроэлектростанции появится до 2030 года.

Мост уже был

Интересно, что до строительства Братской ГЭС мост в этом районе Ангары уже был. Его начали сооружать у старого села Братск через несколько лет после окончания Великой Отечественной войны, а в эксплуатацию сдали в 1951-м: первый поезд прошел по новой дороге в конце июня.

Конструкцию, протяженностью около 1 км, состоящую из одиннадцати металлических ферм, возводили преимущественно силами заключенных. Спецтехники тогда не хватало, поэтому многие работы выполняли вручную. При строительстве был применен расчет ферм по системе Гау-Журавского с перекрещивающимися раскосами и вертикальными тяжами. Длина пролетов составила от 33 до 99 м.

Кадр из фильма "Люди на мосту" (1959). Старый железнодорожный мост через Ангару
Кадр из фильма "Люди на мосту" (1959). Старый железнодорожный мост через Ангару

На протяжении десяти лет по мосту проезжали грузовые и пассажирские составы. Изначально он возводился в рамках проекта Тайшето-Ленской железной дороги с конечной станцией в Усть-Куте.

Мостовой переход был построен на славу, однако совсем скоро его пришлось демонтировать. В 1949 году, когда объект еще не был закончен, приступили к проектированию Братской ГЭС, окончательное решение о строительстве которой приняли в 1954 году, и практически сразу же стартовали работы на площадке.

Кадр из фильма "Люди на мосту" (1959). Старый железнодорожный мост через Ангару
Кадр из фильма "Люди на мосту" (1959). Старый железнодорожный мост через Ангару

В общей сложности переселили 67,5 тыс. человек из почти 250 населенных пунктов. В итоге при наполнении водохранилища в 1961 году затопили свыше 100 деревень, что привело к образованию самого крупного на тот момент искусственного водоема в мире. Сама же ГЭС стала №1 по мощности вплоть до 1970 года.

Так случилось, что и железнодорожный мост оказался в зоне затопления. Согласно расчетам, вода поднималась бы до самых ферм, поэтому судьба сооружения была предрешена — демонтировать. Вместе с основным объектом разобрали около 120 км железнодорожного пути. Новый обходной маршрут пролегал непосредственно через плотину: заново построили 170 км стальной магистрали.

© Макс Альперт / Архив РИА Новости / CC-BY-SA 3.0 (Строительство Братской ГЭС)
© Макс Альперт / Архив РИА Новости / CC-BY-SA 3.0 (Строительство Братской ГЭС)

При выборе места для гидроузла рассматривалось несколько вариантов. В частности, ради сохранения прежней железнодорожной линии и самого моста, предлагалось реализовать проект на Братских порогах, однако в данном случае из-за сложных геологических условий требовались дополнительные вложения. Поэтому остановились на Падунском сужении.

Разобранный мост перевезли в Томскую область и в несколько реконструированном варианте возвели на участке Асино-Куендат через реку Чулым.

За пару лет до демонтажа железнодорожный объект на Ангаре стал одним из героев фильма режиссера Александра Зархи «Люди на мосту», где одну из первых своих ролей сыграл Олег Табаков.

Читайте: Дорога длиной в десятилетие: крупный железнодорожный проект Сибири снова отложен