Найти в Дзене
ART NOTES

Неизвестная Ивана Крамского – «обожаемая шалунья» Александра II или обычная куртизанка?

Эта работа Крамского считается одной из самых загадочных картин русской живописи XIX века. Во-первых, потому что Крамской почему-то скрывал от всех то, что пишет эту картину. Она как будто появилась из ниоткуда, хотя обычно он много рассказывал о полотнах, над которыми работает. Во-вторых, Павел Третьяков, который уже успел пополнить свою коллекцию большим количеством картин Крамского, не стал покупать «Неизвестную», хотя сейчас это полотно считается главным шедевром художника.

Девушка в дорогой одежде с выразительным и надменным взглядом представляется нам как петербуржская аристократка. «Неизвестная» смотрит на нас немного свысока, а ее загадочная полуулыбка действительно позволяет нам называть эту картину «Русской Джокондой»…

Но что же так не понравилось Третьякову и его современникам?

Как мы уже помним, очень полезно поставить себя на место зрителя картины той эпохи, и любая дама того времени посмотрела бы на эту девушку с усмешкой. Каждый элемент ее одежды прямо таки кричит о ее богатстве, однако среди настоящих аристократок погоня за модой являлась дурным тоном, и одной дорогой вещи в наряде было вполне достаточно!
Более того, аристократки никогда не выходили в свет в одиночестве. С гувернанткой, с семьей или подругой, но одни – никогда.

Тогда кто же она? Сам Крамской на этот вопрос всегда отмалчивался. Поэтому у наших критиков есть несколько версий.

Самая интересная из них обращает наше внимание на то, что взгляд дамы выражает не столько надменность, сколько приглашение или вызов, а в сочетании с ее безвкусным нарядом вывод напрашивается сам.
Эта девушка – куртизанка! Но не аристократка.

Не случайно название этой картины часто путают и называют «Незнакомкой». Александр Блок в одноименном стихотворении как раз пишет о проститутке, которая ждет в ресторане своих клиентов:

-2

Такой прием анализа произведений называется «Взгляд эпохи». С помощью данного метода Венера Урбинская Тициана на наших глазах превращается из порнографии для элиты в символ счастливого брака (об этом я писала тут), а Русская Джоконда – в обычную проститутку.

Вторая версия личности «Неизвестной»: трагичная история любви Александра II


Император был крайне влюбчив: у него было много фавориток и до, и во время брака с императрицей Марией Александровной. Но однажды он встречает любовь всей своей жизни – княжну Екатерину Долгорукую.

Екатерина и Александр были близки 14 лет, и всё это время их чувства друг к другу были крайне трогательными и нежными. Он называл её
«мой ангел» и «моя обожаемая шалунья» :) Между собой они называли друг друга мужем и женой, рассматривали эти чувства как награду от Бога, и считали, что никто в жизни никогда не любил друг друга так, как любят они.

Влюбленные ежедневно переписывались. В Государственном архиве РФ хранится более 5000 писем. Они нигде не опубликованы, однако некоторые письма из частных коллекций продаются на аукционах, и из них можно немного узнать об их отношениях «изнутри».

Чувства от прочтения неоднозначные. С одной стороны мне не по себе: я как будто лезу в чужую личную жизнь. Но одновременно с этим меня восхищает их слог и умение только и общаться, что о любви :) Хочется поучиться у них сохранять это уважение и нежный трепет по отношению друг к другу на протяжении стольких лет. Хотя современные психологи наверняка найдут в этом нездоровую эмоциональную зависимость.

«Домой я возвратился совершенно без ума от тебя, мой обожаемый ангел. Ты должна была видеть это в моих глазах, как я увидел то же в твоих. Мы вновь едва сдержались, чтобы не броситься друг другу в объятия. Скажи, что ты сделала со мной? Меня опять тянет к тебе с такой силой, что я не знаю, что делать. Мне доставили твое милое вчерашнее письмо в тот момент, когда я должен был одеваться для церемонии, и я даже опоздал из-за этого к обедне»

«У этого наслаждения нет имени, ведь мы единственные, кто его испытывает. Но чего стоит мне расставание, этот миг всегда заставляет меня грустить, я вижу, что и ты покидаешь меня с трудом, приросли один к другому и жить не можем в разлуке. Я вернулась вся пропитанная тобою, мой дорогой обожаемый муж, моё всё, и поужинала с большим аппетитом. Пойду к Муш»

В окружении императора эти отношения считались «запретными». Многих пугал риск династической катастрофы: княжна Екатерина по социальному статусу сильно не дотягивала до потенциальной жены императора. Такой брак назывался бы «морганатическим» (спойлер – и будет называться). Их также шокировала вольность поведения пары: император не стеснялся прокатиться вместе с Екатериной по Невскому проспекту в открытом экипаже у всех на глазах. «Я обожаю управлять твоим кабриолетом, прижимаясь вся к твоему красивому телу, которое мое — так бы всего и съела» – писала императору Екатерина.

Многие письма были не лишены эротического содержания. Именно при обсуждении близости французский язык сменялся на русский. У них были свои словечки, например, псевдофранцузское (но не существующее!) слово «bingerle». Но вы можете и сами додумать, что оно значит:

«Вернувшись с бала, я опять сразу же берусь за перо, чтобы сказать тебе, обожаемый любимый ангел, что я счастлив, что наконец смог вальсировать с тобой, и что я чувствую себя еще более влюбленным, чем когда-либо и гордым, что принадлежу душой и телом моей обожаемой шалунье. Я чувствовал, что нам обоим страсть как хотелось bingerle, и если бы мы могли оказаться тотчас наедине, без него бы не обошлось»

В некоторых местах их письма становится даже неловко читать: «проснулся опять с твоею собственною палкою, которая ужасно просилась в свою раковинку. Ты ее, верно, пожалеешь, потому что у тебя дома то же происходит». Так что если вам станет скучно, и вы захотите почитать о том, что Александр II весь дрожит и представляет Катину «жемчужину» – можете погуглить, там много интересного :) > ART NOTES: В 1880 году жена Александра II умирает от болезни. Александр и Екатерина женятся уже через месяц: император боится не успеть сделать любимую Катю женой до своей смерти. И, судя по всему, именно тогда Ивану Крамскому поступает заказ написать портрет Екатерины.

Император мечтал отречься от престола и провести остаток жизни с Катей. Но этой мечте не суждено сбыться: Александра II вскоре убивают. Екатерину во дворце не любят, и под давлением новоиспеченного императора Александра III она переезжает с детьми от Александра в Ниццу.

Теперь Крамской не может дописать портрет Екатерины, но очень хочет. И получается полотно куда более интересное – печальная Екатерина уезжает из Зимнего дворца после смерти своего любимого. Но никто не вправе судить ни её, ни их любовь, дарованную им самим Богом. А на пустом месте в экипаже рядом с ней мог бы располагаться сам император.

История довольно волнующая, поэтому
Крамской видоизменяет внешность девушки на картине. О том, Екатерина ли это на самом деле, мы теперь можем только догадываться.

И не зацепила бы меня так сильно эта история, если бы не эти письма! Не каждый император может похвастаться тем, что и его личная, и его интимная жизнь стала достоянием общественности... Император, правитель, весомый исторический персонаж, приземляется и становится таким же, как и мы все – те же чувства, те же слабости. В моих глазах Александр стал обычным человеком, теперь как будто даже немного знакомым :)