Найти тему
В море книг

Как Завоевателя Вселенной туркмены побили

«– Урусов (русских) много! Они так сильны, что могли бы нас раздавить, как давит нога верблюда спящую на дороге саранчу. Но у них нет порядка! Их «конази» (князи) всегда между собой грызутся. Их войско – это стадо сильных быков, которые бредут по степи в разные стороны… Однако у урусов есть свой Джебэ! Его зовут «багатур Мастисляб» (киевский князь Мстислав)… Говорят, что этот Мастисляб много воевал и до сих пор видел только победы, но у них нет своего Субудай-багатура, чтобы, когда Мастисляб зарвется вперед в опасное место, его поддержать и выручить!..»
Великий монгольский полководец Субадай-багатур
Великий монгольский полководец Субадай-багатур

Эти слова советский писатель и историк Василий Григорьевич Ян (настоящая фамилия Янчевецкий) вложил в уста великому монгольскому полководцу Субудаю. Они, как нельзя лучше характеризует состояние казалось бы объединённого русского войска, прибывшего на реку Калку, чтобы остановить полчища Чингисхана. Автор описывает полный разгром половецких отрядов, киевской, галицкой, черниговской, волынской дружин войсками Чингисхана. Войсками монголов руководил легендарный полководец Субудай, выигравший 65 генеральных сражений. У русских же князей не обошлось без предательства, без высокомерного отношения между князьями и их дружинами. Будто-бы не одно великое дело делали. Василий Ян пишет:

«Несмотря на возражения старых воинов, все же великий князь киевский Мстислав Романович приказал сдавать татарам оружие. Тогда киевские воины стали прощаться друг с другом, кланяясь в пояс, и выходили поодиночке, бросая оружие в одну кучу. Первым делом воины побежали к реке – три дня они не пили воды. Когда же последние воины вышли из лагеря и в пыли потянулись к шляху, разминая плечи и радуясь, что увидят родину, татары стали их нагонять и беспощадно рубить. Теперь в пустынной бескрайней степи, без оружия, гибель всем казалась неминуемой. Русь далеко, и помощи ждать неоткуда!
Русские дружины были перебиты одна за одной
Русские дружины были перебиты одна за одной
Русские отряды, пробивавшиеся смело, не бросая оружия, дошли до Днепра, где ожидавшие лодки перевезли их на другую сторону. Те же, что поверили татарским уговорам и побросали мечи и топоры, почти все были перебиты.
Татары принесли оглобли и доски, оторванные от русских повозок, и навалили их на связанных князей. Триста татарских военачальников уселись на этих досках. Подымая чаши с кумысом, они восхваляли грозного бога войны Сульдэ, покровителя монголов, и славили непобедимого Потрясателя вселенной краснобородого Чингисхана. Багатуры гоготали, когда из-под досок неслись стоны и проклятия раздавленных князей. Стоны и крики постепенно затихли, и их заглушила ликующая песня монгольских воинов».
-3

История великого Чингисхана неразрывно связана с историей Руси. Его походы стали переломными событиями в нашей истории. Чтобы лучше понять монгольский перелом в жизни Руси, нужно прикоснуться к истории Чингиххана и его потомков.

В этот раз мы познакомимся с первой книгой Василия Григорьевича Яна «Чингисхан» из его трилогии «Нашествие монголов». В Советском Союзе имя этого писателя было широко известно. Трилогия «Нашествие монголов», состоящая из книг «Чингисхан», «Батый» и «К последнему морю» стала своеобразной классикой исторических романов про Чингисхана и хана Батыя. Эти книги были рекомендованы к внеклассному прочтению в школе.

Книга В.Г. Яна «Чингисхан» - развернутое полотно о военных походах Чингисхана в зрелые годы. Центральное место автор отводит жизни и подготовке к войне с Хорезмским царством. В книге повествуется о склоках и трусости шахов среднеазиатских городов, о храбрых туркменских джигитах, о попытке вести с Чингисханом дипломатические сношения. Ярко показана безрадостная жизнь крестьян в окрестностях Бухары, Самарканда.

Разграбление Самарканда
Разграбление Самарканда

Если в книге Исая Калашникова «Жестокий век» (здесь я писал о ней) прослеживается вся жизнь Тамуджина – Чингисхана, то в книге Яна ярко показаны лишь среднеазиатские, китайские походы, а также сражение с русскими воинами. Остальная жизнь великого монгольского завоевателя упоминается вскользь. Тем не менее, книга очень интересная, она во многом детализирует сражения при взятии Гурганджа, Бухары, Самарканда и других городов. Интересно, что в книге «Жестокий век» я ничего не прочел о многочисленных поражениях монголов. Тогда как Ян красочно описывает смелые вылазки Тимура-Мелика и Джелаль эд-Дина. Их внезапные и дерзкие налёты были неотразимы для монголов.

«Вынырнувший внезапно из песков отряд туркмен Джелаль эд-Дина с отчаянной яростью набросился на монгольский лагерь. Схватка была горячая, обе стороны рубились, не щадя жизни. Монголы не выдержали и бежали в беспорядке, прячась в подземных водопроводных канавах (кяризах). Только немногим удалось спастись.
Это было первое столкновение, в котором туркмены одержали победу над монголами. До этого монголы внушали всем такой ужас, что их считали непобедимыми.
Джелаль эд-Дин. Гроза для воинов Чингисхана.
Джелаль эд-Дин. Гроза для воинов Чингисхана.
Потом он сделал набег на Тохаристан и разгромил монгольский отряд Мукаджека, осаждавшего крепость Вариан. Монголы потеряли там до тысячи человек убитыми, поспешно переправились через реку Пяндшир, разрушая за собою мосты, и вернулись к Чингисхану. Джелаль эд-Дин отправил к Чингисхану гонца с коротким письмом: «Укажи место, где мы встретимся для битвы. Там я буду тебя ждать».
Чингисхан на письмо не ответил, но обеспокоился поражением отряда Мукаджека и смелостью Джелаль эд-Дина. Он послал против него сорок тысяч всадников под начальством своего сводного брата Шики-Хутуху-нойона.
Джелаль эд-Дин смело двинулся навстречу монголам. Битва произошла в долине на расстоянии одного фарсаха (7 км) от Первана. Перед началом боя Джелаль эд-Дин дал войску такой приказ: «Богатыри, берегите силы коней до тех пор, пока не забьют барабаны. Только тогда садитесь в седло. До того сражайтесь пешими, привязав поводья коней за спиной к поясу».
Битва продолжалась два дня. Шики-Хутуху-нойон, видя, что его монгольские воины устали и выбиваются из сил, а одолеть противника не могут, на второй день прибегнул к хитрости. Он приказал приготовить из войлока куклы и посадить их на запасных коней. Сначала уловка подействовала и мусульманские войска заколебались, но Джелаль эд-Дин ободрил воинов, и они снова продолжали упорно сражаться.
Наконец Джелаль эд-Дин приказал ударить в барабаны. Все стали садиться на коней. Он повел своих всадников в атаку. Сам бросился в середину монгольского войска и расколол его. Тогда монголы обратились в бегство, «высекая искры копытами коней».[115] Всадники Джелаль эд-Дина на неутомленных конях легко догоняли и избивали убегавших врагов. Только с незначительными остатками разгромленного войска Шики-Хутуху-нойон вернулся в лагерь Чингисхана.
Слава о битве при Перване и разгроме непобедимых монголов пронеслась через горные хребты и долины. Монгольский отряд, осаждавший крепость Балх, немедленно снял осаду и ушел на север. В некоторых городах, занятых монголами, жители восстали и перебили монгольские гарнизоны.»
Штурм Чингисханом Самарканда
Штурм Чингисханом Самарканда

Поразительно, я не мог предположить, что бравые туркменские воины могли так грамотно побеждать войска «завоевателя вселенной». Не с этих ли событий начался закат могущества монгольского войска?Не они ли, славные сыны Туркменистана (чуть было не написал Туркменской ССР) всем доказали, что непобедимой армии, в принципе, не бывает?
Чингисхан пользовался не только силой своего войска, но и страхом, который сковывал противника. И, надо отдать ему должное, он часто добивался своего. Особенно ярко это проявилось в битве под Самаркандом

«В эту ночь самые знатные лица Самарканда – главный судья (кади), глава духовенства шейх-уль-ислам и старейшие хранители мечетей – имамы – устроили ночное совещание, решив покорно сдаться. Утром они вышли из города и направились к лагерю кагана. Они хотели выпросить у монгольского владыки милости к осажденному городу. Чингисхан «обещал им безопасность от гнева своего и позволил разойтись по домам», и посольство вернулось с радостью в город. Тогда, за исключением отряда смелых, который укрылся в цитадели, кипчакские ханы, имея во главе начальника всех войск Тугай-хана, также поспешили явиться с поклоном к монголам и предложили принять их к себе на службу. И на это Чингисхан, милостиво посмеиваясь, согласился.
Чингисхан
Чингисхан
Утром шестого дня осады отворились главные «Ворота намаза», и монголы ворвались в столицу хорезм-шаха. Они пригнали пленных и приказали им разрушить стены.
Однако, вопреки обещаниям Чингисхана не делать зла городу, все мужчины и женщины Самарканда, разделенные по сотням, были выгнаны в поле, и там монголы их начисто ограбили и подвергли насилиям. Исключение было сделано только для очень немногих лиц, на которых указали предатели – главный кади и шейх-уль-ислам. Их монголы не тронули.
Населению было объявлено, что монголам разрешено проливать безнаказанно кровь всякого, кто вздумает скрываться в домах, когда все жители выведены в поле. Пользуясь этим приказом, монголы зарезали множество мирных жителей.
Оставшиеся защитники крепости продолжали биться. Тогда монголы разрушили плотины канала Джакердиза, имевшего искусно сделанное из свинца русло. Вода затопила окрестности цитадели и подмыла стены, так что сквозь обвалы монголы приникли в цитадель и перебили всех, кого нашли.
Из выведенных в поле жителей монголы отделили искусных ремесленников, чтобы их отправить в себе в далекую Монголию. А ремесленники были знамениты выделкой белой тряпичной бумаги, парчи, шелковых, серебристых тканей, платков, дубленых кож, конской сбруи, больших медных котлов, серебряных и металлических кубков, ножниц, иголок, оружия, луков, колчанов и множества других ценных предметов. Все лучшие мастера были отданы в рабство сыновьям и родичам Чингисхана и отправлены в Монголию, где они потом образовали особые ремесленные поселки. Монголы и потом не раз уводили из Самарканда различных ремесленников и молодых, сильных рабочих, так что надолго Самарканд и его области обезлюдели.»

Повторюсь, книги В.Яна «Чингисхан» и И.Калашникова «Жестокий век» дополняют друг друга, рисуя многогранную личность «завоевателя вселенной». Книга Василия Яна более схематичная. В ней много места отведено мусульманским шахам – противникам Чингисхана. Но даже по обеим книгам не смогу дать полного портрета Чингисхана. Ведь он почитается в Монголии, как национальный герой. В принципе, это – символ самой Монголии. Какова его деятельность в области государственного устройства? Что он дал монгольской нации? На эти вопросы книги ответов не дают. Отчасти, это можно объяснить тем, что книги писались в советскую эпоху, которая искусственно обесценила все развитие страны в досоциалистическом периоде. Только, когда старший брат освободился от коммунистического режима и перестал быть старшим или иным братом, в Монголии начало возрождаться национальное сознание народов.

-8

Что еще можно сказать о книге В.Яна «Чингисхан»? Книга не перенасыщена героями с очень трудными восточными именами. Легко читается. Более внятно описана карта походов великого хана. Даже Чингисхан не смог уберечь свои владения от нарастающей междоусобной борьбы. Василий Ян хорошо показал, что Чингисхану держать монголов в состоянии постоянного военного похода, в состоянии постоянных грабежей, насилия и жестокости всё труднее и труднее. Автор ярко показывает недовольство сыновей политикой отца, всё больше воинов уходят от него, не желая учувствовать в военных походах. В то время, как Чингисхана всё больше и больше занимала мысль о покорении всей земли или вселенной, как он говорил. Он намечал поход к последнему морю, т.е. к Атлантическому океану, через весь ближний Восток и Европу. Даже на смертном одре Чингисхан жалел, что не успел покорить весь мир, он завещал сделать это своим сыновьям.

И всё-таки мне не хватило полной «картинки» великого монгольского завоевателя. Придётся искать книгу о нём из серии «Жизнь замечательных людей».

Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал