Найти в Дзене
В море книг

Это страшное слово - монгол. Редкая по красоте и мудрости книга

«Наступила осень. По утрам на траву ложилась уже не искристая роса, колючая седая изморозь. Тайчиуты перекочевали в предгорья Хэнтэйского хребта. Здесь не было бескрайних степей, как на родине Оэлун. Пологие холмы, горы, покрытые лесом, а меж ними речные долины с густой и высокой травой. Горы и леса угнетали Оэлун, мир казался ей темным, мрачным, таящим в себе немую угрозу. Целыми днями она сидела в своей юрте. Вечером, накинув на плечи шубу, выходила наружу, садилась под старой сосной, смотрела на яркие звезды, на искры, вылетающие из дымовых отверстий юрт. В эти часы ей казалось, что она дома. Вот сейчас в центре куреня вспыхнет большой общий огонь, к нему соберутся люди, и старый улигэр поведет неторопливую, затейливую речь о багатурах и чудищах, о добрых и злых духах.
О, как она любила такие вечера, с каким трепетом впитывала в себя красочный, жутковатый мир улигэров. В детстве после этих вечеров долго не могла заснуть. С головой забивалась под овчинное одеяло, прижималась к теплому боку материи, слушая таинственные шорохи ночи, тихо вздрагивала от сладкого страха. Повзрослев, перестала бояться сказочных чудовищ. Все больше и больше в улигэрах ее занимали подвиги бесстрашных багатуров. Нередко во сне к ней приходил храбрый красавец в золотых доспехах, брал ее на руки, и на чудо-коне они летели над степью к сияющим звездам.»

В теперь уже далёком 1975 году Исай Калистратович Калашников написал удивительный роман «Жестокий век». Огромное историческое полотно охватывает непростую жизнь самого смелого и беспощадного завоевателя монгольский степей Чингисхана. По-советски основательная, добротная книга ярко, в мельчайших подробностях описывает жизнь, нравы и обычаи монголов 13 века. Читая роман, ощущаешь запах степей, будто бы слышишь журчание горных ручьев, шум ветра в степях. Описание удивительной природы тех краев перечитывал по несколько раз. Автор так мастерски описал жизнь в юртах, причем жизнь людей разного сословия, что иногда ловил себя на мысли, будто сам нахожусь с героями повествования в юрте. Вот уж, никогда не мог предположить, что мне так остро захочется посетить Монголию. Ведь я никогда не интересовался этой страной. Поэтому, нет нужды говорить о том, что книга потрясающе интересная и, неожиданно, мудрая. Что интересно, в диалогах герои книги присутствуют слова восточных мудростей. И от этого их речь становится более яркой, доводы более аргументированы. Можно даже поучиться тому, как можно усилить свои повседневные диалоги. Ну, например, говоря о том, что никогда не стоит сильно радоваться успехам, один из ханов говорит: «Где много радуются, там открывают ворота горю». Сильно сказано! Я пожалел, что не выписывал из книги подобные образцы восточной мудрости. Они кратки, но по содержанию очень ёмки.

Степи Монголии
Степи Монголии
«Высоко над степью, раскинув широкие крылья, медленно плыл орел. Он был стар, тело его потеряло былую упругость, глазаа зоркость, и добыча легко уходила от затупевших когтей. Орел обессилевал, в его отважное сердце входило тоскливое безразличие к самому себе. Но здесь, на тугих потоках воздуха, не тратя сил для полета, он забывал об усталости, чувствовал себя молодым, стремительным и могучим, способным, как и раньше, одним ударом клюва убить сайгачонка или барашка, потому нет и его на далекие скалы и насытиться нежным, с горячей кровью мясом. И он поплыл над степными увалами, покрытыми засохшей травой, обшаривая взглядом ложбины и возвышенности. Его тень бежала по земле, вспугивая серых мышей, песочно желтых сусликов и стайки мелких птиц. Впереди увидел всадников. Они шагом ехали по степи, направляясь к юртам большого куреня. За юртами, у извилистой речки, паслись овцы и козы. Он начал медленно снижаться.
Белый козленок, почесав лоб о крутой глинистый берег, стал пить воду. Орел зашел так, чтобы тень не выдала его, и устремился вниз. Ветер засвистел в потрепанных перьях крыльев, земля, речка, козленок с низко опущенной головой быстро приближались. Он выставил вперед ноги с изогнутыми когтями, готовый вонзить их в белую спину. Козленок услышал свист ветра в крыльях, поднял голову, испуганно мекнул и побежал. Но что скорость его бега по сравнению с вольным падением! Орел настиг его, когти почти коснулись короткого вздрагивающего хвостика, торчком поднятого вверх, но в это мгновение козленок бросился в сторону и легким прыжком взлетел на обрывистый берег. Орел не смог круто вывернуть, ударился грудью о кромку берега, перевернулся через голову и растянулся на траве.
Долго лежал, оглушенный, униженный, наконец, встрепенулся, сел. На траве валялись перья. Овцы и козы, не много отбежав, безбоязненно смотрели на него круглыми глазами. С яростным клекотом он взмахнул крыльями, поднялся, но боль в груди была сильнее его ярости, и полетел прочь. Летел низко, с трудом взмахивая крыльями. Снова прямо перед собой увидел всадников. Он знал, что на такой высоте опасно пролетать над ними, а взмыть в небо не мог, трусливо вильнуть в сторону не хотел. Заметив стрелу, отпрянул. Но ему только показалось, что отпрянул. С хрустом переломилось правое крыло, боль обожгла бок, и он опять устремился к земле, теперь уж не по своей воле.
- Зачем сгубил такую птицу, анда Тэмуджин?
Тэмуджин слез с коня, приподнял орла за крыло.
- Он свое отжил. Стрела лишь слегка ускорила его конец.
- И все равно стрелял зря. Орел – священная птица.
- Почему?
-Все небо его туг-кочевье. Над ним никто не властен.
- Он хотел поживиться в моем стаде. Над стадом властен я, анда Джамуха. Без моего дозволения ни священная птица, ни хитрый зверь не получат ничего.»
Чингисхан
Чингисхан

В центре романа – жизнь Тэмуджина. Это много позже, на совете всего улуса (поселения) его нарекут главным правителем, т.е. чингис ханом. Данный ранг правителя вскоре станет его именем, и все его будут звать Чингисханом. Читая роман, мы прослеживаем его детство, юность, становление полководца, его завоевания вплоть до самой смерти. Мать Чингисхана была взята в плен его отцом, знатным монголом Есугей-багатуром. Узнаем, как подло Есугея был убит вскоре после рождения Чингисхана. Как была ограблена его семья, а самого малолетнего Чингисхана превратили в раба. Чингисхан смог бежать. Роман прослеживает путь от нищего в монгольской степи, до предводителя, небольшого улуса с несколькими воинами. Исай Калашников мастерски передаёт психологические портреты не только самого Чингисхана, но и его врагов, его родных, его ближайших помощников. Проходит время, растёт хитрость Чингисхана, его непримиримость и жестокость. Постепенно отдаляются от него родные и друзья. Одиночество растёт вместе с победами. И вот он стремиться извести сначала своих обидчиков, потом соседние народы, живущие в других землях Монголии, потом подчинить себе соседние страны и наконец, подчинить себе весь мир.

Поход Чингисхана в Китай
Поход Чингисхана в Китай

Ярко описываются побоища, которые устраивал Чингисхан своим противникам. Это были действительно побоища, ибо мастерство ведения сражений у него было на высочайшем уровне. Кроме того, его коварство не знало пределов. Монголия была охвачена междоусобными войнами. И Чингисхан ловко этим пользовался, натравливая один народ на другой, заманивая тех или иных воинов под своё крыло и обещая им все что угодно.
Меня поразило отношение людей к смерти. Они воспринимали её как должное, как рядовое явление. Причем, не только чужую, но и свою. Мужчина - это воин, воины должны постоянно сражаться, ибо меч, вложенный в ножны, быстро покрывается ржавчиной. Разграбив чужие улусы народов Монголии, Чингисхан идёт на Китай. Китайские правители, погрязшие в богатствах, роскоши и интригах, в вялой междоусобице не смогли оказать должного сопротивления войску Чингисхана.

«Распахнулись ворота Чжунду. Бурливым половодьем, затопив все улицы, растекаясь по переулкам, хлынули в город кочевники.Затрещали взламываемые двери, выбиваемые переплеты окон, завизжали женщины, понеслись предсмертные вскрики мужчин. Город выл, вопил, корчился под смех победителей.
...Через несколько дней в городе начались пожары. Рыжее, как борода хана, пламя взвивалось выше башен, выше пагод, рушились крыши императорских дворцов, щелкала, лопаясь, раскаленная черепица, обугливались деревья в пышных садах, от сажи и пепла стала черной вода каналов и рукотворных озер. Срединная столица горела больше месяца. В пламени пожара погибло многое из того, что питало гордость государей дома Цзинь, что было сотворено умом и трудом людей, живших в легких домиках, полыхавших, как солома. Черный пепел стал могилой дляХо, Цуйи Хоахчин, для тысяч других богатых и бедных, счастливых и несчастных.»
Битва русских дружин с воинами Чингисхана на реке Калке
Битва русских дружин с воинами Чингисхана на реке Калке

Очень хорошо показан поход полководцев Чингисхана на половецкую землю. Им навстречу вышли киевская, черниговская, галицкая и волынская дружины. Объединившись с войсками половцев, они подошли к реке Калка. Фатальная ошибка русских дружин состояла в том, что они не смогли договориться ни о едином командовании, ни о единой тактике ведения сражения. В итоге, некоторые князья, наблюдая, как разбивают соседние дружины, зловредно радовались их ослаблению и не приходили им на помощь. В итоге, все русские дружины были разбиты по одиночке. Но и воины Чингисхана не пошли дальше, а повернули домой. Второй поход Чингисхана не состоялся. На Русь придет внук Чингисхана Батый.

Подробно описаны последние дни Чингисхана. Он с ужасом вдруг понял, что он, всемонгольский и небесный хан, смертен. Что он не стал Богом. Его близкие полководцы отвернулись от него. Они всё чаще и чаще просили отпустить их на вольное жильё. Ужас был в том, что они не хотели больше воевать. Без них растут дети, старятся и уходят в мир иной их жены и матери. Чингисхан не понимал, не мог принять отрицание военных походов. Под конец жизни он остался один. Только военные походы отвлекали его от тягостных раздумий. Но он уже не мог лихо мчаться на коне, метко стрелять из лука. Старость медленно забирала его. Во время осады столицы Тангутского царства города Чжунсин Чингисхан навеки закрыл глаза.

Марко Поло "Смерть Чингисхана"
Марко Поло "Смерть Чингисхана"
«- Я ухожу.,. Похороните меня на горе ВурхайХалдун... - замолчал.
Это была уступка своей слабости. Он хотел бы лежать на солнечном косогоре, под соснами, над долинами, где в дни детства и юности среди горестей, тревог и обид выпадали мгновения счастья, чистого, как капли росы. Пусть уступка...Но, последняя.
- Праху моему не поклоняйтесь. Могилу навеки вечные скройте от глаз людей. Дух мой в делах моих, в войске моем. Этому поклоняйтесь. Храните мои заветы. Ведите воинов в битвы, не останавливаясь, завоюйте все земли. Моя душа будет с вами.»

Еще раз повторюсь. Книга Исая Калашникова «Жестокий век» очень интересная. Она ярко описывает внутренний мир Чингисхана. Единственная тема, которая не была затронута – то, как повлиял Чингисхан на монгольское государство. Проводил ли он в стране реформы, какова его внешняя политика. Был ли он, вообще, правителем Монголии. В книге он показан всего лишь, как один из самых умелых, и вместе с тем, жестоких полководцев. Поэтому к личности Чингисхана мы еще вернёмся.

Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал