2,5K подписчиков

Как Америка одолела Советский Союз и какая перспектива нас ожидает теперь (1)

Вторую мировую выиграли три державы: СССР, США и Великобритания. Францию в число стран-победительниц включили в последний момент. История ее противостояния вермахту хорошо известна. Французы очень полагались на знаменитую «линию Мажино», цепь мощных бетонированных укреплений вдоль всей границы с Германией.

Франция не пожалела на нее бюджета, потратив 3 млрд. франков (1 млрд. тогдашних долларов США). Но Гитлер не стал штурмовать линию в лоб, он обошел ее через Нидерланды и Бельгию, сделав дорогостоящие укрепления абсолютно бесполезными.

Линия Мажино и как Гитлер ее обошел
Линия Мажино и как Гитлер ее обошел

13 мая 1940 года немецкие войска пересекли бельгийско-французскую границу, а уже через двенадцать дней главнокомандующий французскими вооруженными силами генерал Вейган заявил на заседании правительства, что надо просить немцев о принятии капитуляции Франции. Париж был официально объявлен открытым городом, и утром 14 июня немецкие войска в него вступили. Французское правительство бежало в Бордо. Оттуда оно обратилось к Германии с просьбой о перемирии, и 22 июня Франция капитулировала. Вот такая война. 40 дней.

Всю Вторую мировую потом французские военные заводы бесперебойно снабжали Германию минометами, гаубицами и бронированной техникой. И трудились на этих предприятиях французские рабочие. Забастовки случались, но не против поставок оружия вермахту, а за увеличение заработной платы. Не случайно, как говорят, фельдмаршал Вильгельм Кейтель, подписывая безоговорочную капитуляцию Германии в 1945 году и увидев Францию в числе стран-победительниц, не сдержал удивления: «Как? Этим мы тоже проиграли?» Правда, в официальные протоколы фраза не попала.

Гитлер в Париже
Гитлер в Париже

Я помню чудесную мелодичную песню, которую пел Марк Бернес о знаменитом авиационном полке «Нормандия – Неман», которая начиналась словами «Я волнуюсь, услышав французскую речь…» Да, были французы, которые бесстрашно сражались с фашизмом. Но это, скорее, исключение. Те же сербы или греки внесли куда более существенный вклад в победу над гитлеровскими оккупантами. А в маленькой Новой Зеландии на фронтах Второй мировой войны погибло 10% мужского населения страны, хотя Новую Зеландию никто не оккупировал.

Но – политика есть политика. Сталину очень нужны были союзники на том осколке Европы, который остался неподконтрольным СССР. В декабре 1944 года генерал Шарль де Голль, будущий основатель и первый президент Пятой французской республики, прибыл в Москву через Баку. В Кремле Сталин и де Голль подписали договор «О союзе и военной помощи». Так поверженной о опозорившейся Франции был возвращен статус великой державы. После победы ей выделили оккупационную зону в Германии и дали место постоянного члена в Совете Безопасности ООН.

Британская империя к моменту окончания войны из всех стран-победительниц формально обладала самой большой территорией. Это был вековой враг России, главный геополитический соперник с Екатерининских времен. Но удивительный факт: в прямое военное столкновение две империи, за исключением Крымской войны, не вступали. И в Наполеоновский войнах, и обеих мировых двадцатого века они оказывались в союзниках.

Был, правда, один эпизод, когда две величайшие империи новейшего времени могли схватиться в нешуточной зарубе. В самом начале девятнадцатого века, в январе 1801 года, Атаман Войска Донского Василий Орлов получил приказ от императора Павла Первого вести конницу к границе с Индией. Правда, дороги туда никто не знал. Достоверных карт не было.

Чтобы достигнуть Индии, казакам предстояло пересечь все просторы Средней Азии, хребты Памира и другие территории, населенные не всегда дружелюбными народами. Завоеваны эти территории будут только во второй половине 19-го века. А в те времена Павел дал атаману такую инструкцию:

«Карты мои идут только до Хивы и до Амурской реки, а далее ваше уже дело достать сведения до заведений английских и до народов Индейских, им подвластных».
Павел Первый - гений или самодур? В его убийстве тоже прослеживается британский след.
Павел Первый - гений или самодур? В его убийстве тоже прослеживается британский след.

Подготовка к походу не велась, решение было принято императором экспромтом и изумило даже наиболее высокопоставленных сановников. Тем не менее, 28 февраля 1801 года Донское войско численностью в 21 651 человек двинулось в направлении Оренбурга. Двигаясь четырьмя отрядами, которыми командовали генералы Платов, Бузин, Денисов и Боков. В марте казаки достигли Волги в Саратовской губернии и начали переправу.

Там их и застало известие об убийстве Павла, одновременно с получением которого казакам был доставлен приказ прекратить поход и возвращаться на Дон. Случай, вроде бы, комичный, хотя большие войны начинались и по менее значительным поводам. Как говорят японцы, дальняя дорога начинается с близкой. И, хотя почти в каждом негативном событии в российской истории просматривалась рука британских спецслужб (откуда и пошло выражение «англичанка гадит»), но большой войны между империями не случилось.

После второй мировой Великобритания быстрым шагом пошла к своему закату. Экономика была подорвана войной, банкротства страны удалось избежать только благодаря американскому займу в 3,5 млрд долларов. Поддержание огромной империи стало абсолютно непосильным. Канада, Австралия и Новая Зеландия числились колониями чисто формально, это были скорее просто союзники. В остальных частях империи ширилось национально-освободительное движение, всячески поддерживаемое СССР.

Подсчеты британских экономистов показывали: колонии больше не приносят прибылей, одни убытки. Чтобы не быть изгнанной с позором из собственных владений, Великобритания стала уходить оттуда добровольно, всячески затягивая этот процесс, чтобы успеть сформировать и оставить островки влияния везде, где только можно. Всем было ясно, что легендарная владычица морей уходит не только из своих колоний, но как глобальный игрок - с мировой арены.

Уинстон Черчилль, неожиданно для самого себя проигравший выборы в разгар Потсдамской конференции, где окончательно делился послевоенный мир, в марте 1946 года мотнулся в США как частное лицо и там в Вестминстерском колледже города Фултона, штат Миссури, произнес свою знаменитую речь, оказавшую сильнейшее влияние на Соединённые Штаты и Западную Европу и во многом предопределившую дальнейший ход исторических событий.

Уинстон Черчилль - отец холодной войны
Уинстон Черчилль - отец холодной войны

В этой речи политик признал, что Британская империя, многие годы противостоявшая России на мировой арене, не в силах больше держать знамя этой борьбы и вынуждена передать его своей бывшей колонии, отвоевавшей у метрополии независимость:

«Соединённые Штаты Америки находятся сегодня на вершине могущества, являясь самой мощной в мире державой, и это можно расценить как своего рода испытательный момент для американской демократии, ибо превосходство в силе означает и огромную ответственность перед будущим».

Черчилль напугал Запад угрозой еще одной всеобщей войны и «тирании» со стороны СССР, а также грядущими бедствиями и неизбежным «железным занавесом», опущенным Советами на Европу. Этот термин оратор позаимствовал из передовицы Геббельса в газете «Дас Рейх» от 25 февраля 1945 года. Вот выдержки из Фултонской речи:

«Сегодня на сцену послевоенной жизни, ещё совсем недавно сиявшую в ярком свете союзнической победы, легла чёрная тень. Никто не может сказать, чего можно ожидать в ближайшем будущем от Советской России и руководимого ею международного коммунистического сообщества и каковы пределы, если они вообще существуют, их экспансионистских устремлений и настойчивых стараний обратить весь мир в свою веру».
«Общаясь в годы войны с нашими русскими друзьями и союзниками, я пришёл к выводу, что больше всего они восхищаются силой и меньше всего уважают слабость, в особенности военную. Поэтому мы должны отказаться от изжившей себя доктрины равновесия сил, или, как её ещё называют, доктрины политического равновесия между государствами».

Он был услышан. Более того, в отличие от осторожной политики Британской империи, американские авантюристы, пользуясь монопольным обладанием ядерным оружием, решили покончить с проблемой одним махом и стали строить планы тотального уничтожения СССР. Причем подошли к вопросу со свойственной им деловитостью. Проштудировали все данные разведки о Советском Союзе и отобрали 66 городов, которые необходимо было нейтрализовать, чтобы лишить страну возможности сопротивляться.

Карибский кризис - самый опасный момент в истории человечества
Карибский кризис - самый опасный момент в истории человечества

Американцы тщательно изучили эти города и подсчитали, сколько атомных бомб потребуется на каждый. Итог был таким: для гарантированного результата потребуются 224 бомбы. У США на тот момент такого количества, конечно, не было. А бомбить единичными зарядами — только ранить и обозлить русского медведя.

Заокеанские заводы были запущены на полную мощность. Производители обещали нужное количество бомб в первой половине пятидесятых годов. Утешало одно: по заверению ЦРУ, у США имелась фора лет двадцать минимум. То есть время было. Однако в 1949 году грянул гром. СССР испытал свою атомную бомбу. Ни по каким прогнозам такое было невозможно. Мало того, что у СССР не было технологий, у него даже не было своего урана. Я уже писал, о том, откуда у Советского союза взялся уран для первой бомбы.

Читайте об этом здесь:

Однако факт был налицо, и холодная война так и не перешла в прямое столкновение. Советский союз, со своей стороны, тоже агрессии не проявлял, хотя танковая армада на границах НАТО позволяла в считаные дни, если не часы, достичь Ла-Манша и покончить с капитализмом в Европе. Были горячие головы, которые советовали именно так и поступить. Но советским руководством был выдвинут тезис о мирном сосуществовании двух систем, и мир вздохнул с облегчением.

Страны социалистического лагеря в семидесятые годы. Сколько там оставалось той Европы?!
Страны социалистического лагеря в семидесятые годы. Сколько там оставалось той Европы?!

Была выработана целая система правил, позволяющих двум противоборствующим лагерям вести борьбу друг с другом, не скатываясь в пропасть взаимного уничтожения. В какой-то части при взаимодействии спецслужб эти правила работают до сих пор. Например, стало известно, что накануне СВО Байден отправил в Москву директора ЦРУ Уильяма Бернса с секретной миссией. Главный разведчик должен был встретиться с российским руководством, составить реалистичное мнение о планах действий Москвы на Украине и донести позицию США при различных вариантах развития конфликта.

Читайте об этом здесь:

Однако не все в США были согласны с концепцией биполярного мира. Еще в 1975 году Рональд Рейган во время своей первой президентской гонки (проигранной Джеральду Форду) сказал:

Коммунизм — это ни экономическая, ни политическая система, это форма безумия, временное отклонение, которое вскоре исчезнет с лица Земли, потому что он противен человеческой природе. Вопрос только в том, сколько ещё бед он принесёт до своей кончины.
Молодой Рональд Рейган с супругой Нэнси. Автор фото неизвестен
Молодой Рональд Рейган с супругой Нэнси. Автор фото неизвестен

Позже, став президентом США, он не отказался от этой риторики и сделал ее основой своей стратегии. Я не нашел в сети его высказывания, которое хорошо помню. В начале восьмидесятых он заявил примерно следующее (воспроизвожу по памяти): «Мы присутствуем при прочтении последних страниц книги под названием "Коммунизм"».

В то время подобное заявление выглядело более, чем смелым, скорее, комичным, несерьезным. США все еще не оправились от последствий Вьетнамской войны и порожденных ее бунтов конца шестидесятых. В 1973 году арабские страны, недовольные американской поддержкой Израиля в Войну Судного дня, согласованно снизили добычу нефти на 5%. Это привело подъему цены на нее с 3 до 5 долларов за баррель в течение одного дня (какие были цены!), а потом, до конца года – до 12 долларов, то есть в четыре раза.

В конце семидесятых в связи с Исламской революцией в проамериканском Иране и разрывом торговых связей США с этой страной случился новый скачок цен. А ведь сланцевых технологий тогда еще не существовало, и Америка находилась в унизительной зависимости от ближневосточных стран-добытчиков. Экономика США скатилась в депрессию. Уровень инфляции к началу 80-х годов достиг 13%, а обслуживание госдолга стало почти непосильным: американское государство было вынуждено занимать под нереально высокий процент.

Все это вкупе сказалось на моральном состоянии общества. А на противоположной стороне, в СССР царило уверенное спокойствие: общество было едино, экономика планово росла, а армия демонстрировала хорошую выучку и готовность в любой момент отстоять интересы Родины. Ряд зарубежных аналитиков в те годы всерьез опасались, что Москва одержит уверенную победу в противостоянии с Западом.

Продолжение здесь:

Не забываем лайк и подписку! Денег тут не просят.

Читайте также: