Найти в Дзене
УЧЕБНИК ЖИЗНИ

Украина. США играют в долгую

5 июля в журнале «Newsweek» вышла статья под названием «Слепая зона ЦРУ в российско-украинской войне». Тогда все были увлечены обсуждением предстоящего саммита НАТО в Вильнюсе, и публикация не вызвала того отклика, которого заслуживала. Между тем «Новости Недели» (как переводится «Newsweek») — это не какая-нибудь маргинальная газетёнка, а солидное издание, выходящее с 1933 года, главный конкурент журнала «Time», настоящий кит «четвертой власти» в США. Да и автор статьи, Уильям Аркин – весьма известный журналист, политический комментатор, писатель, блогер с жесткой про-демократической позицией (то есть не оппозиционер), много лет проработавший советником различных разведывательных и аналитических структур США, включая армейскую разведку, ЦРУ и Пентагон. К тому же следует отметить, что значительных статей, посвященных деятельности ЦРУ, в Соединенных Штатах не выходило уже года два. О чем же поведал именитый журналист в материале почтенного издания? Оказывается, в ноябре 2021 года, за три

5 июля в журнале «Newsweek» вышла статья под названием «Слепая зона ЦРУ в российско-украинской войне». Тогда все были увлечены обсуждением предстоящего саммита НАТО в Вильнюсе, и публикация не вызвала того отклика, которого заслуживала.

Между тем «Новости Недели» (как переводится «Newsweek») — это не какая-нибудь маргинальная газетёнка, а солидное издание, выходящее с 1933 года, главный конкурент журнала «Time», настоящий кит «четвертой власти» в США.

Да и автор статьи, Уильям Аркин – весьма известный журналист, политический комментатор, писатель, блогер с жесткой про-демократической позицией (то есть не оппозиционер), много лет проработавший советником различных разведывательных и аналитических структур США, включая армейскую разведку, ЦРУ и Пентагон.

К тому же следует отметить, что значительных статей, посвященных деятельности ЦРУ, в Соединенных Штатах не выходило уже года два.

О чем же поведал именитый журналист в материале почтенного издания? Оказывается, в ноябре 2021 года, за три месяца до начала СВО, Байден отправил в Москву директора ЦРУ Уильяма Бернса с секретной миссией. Главный разведчик должен был встретиться с российским руководством, составить реалистичное мнение о планах действий Москвы на Украине и донести позицию США при различных вариантах развития конфликта.

В том, что напряженность не просто нарастает, а грозит вот-вот перейти в конкретные действия, на Западе уже тогда не сомневались, наблюдая наращивание военного потенциала России у украинской границы.

Российский президент встречаться с Бернсом не стал, оставшись в своей резиденции в Сочи, но согласился поговорить с эмиссаром Байдена по секретному кремлевскому телефону. Бернс ради этого даже остался в Москве на вторые сутки, чем нарушил протокол поведения директора ЦРУ. Да и сам факт разговора по закрытому каналу российской правительственной связи, когда у американских властей нет возможности полной его записи, - тоже вещь из ряда вон выходящая.

И вот Уильям Аркин утверждает, что между директором ЦРУ и российскими властями было заключено устное (без подписания каких-либо протоколов) тайное соглашение о правилах поведения в грядущем конфликте - тех самых пресловутых красных линиях.

И якобы до сих пор обе стороны это соглашение неукоснительно соблюдают во избежание перерастания конфликта на Украине в прямое столкновение ядерных держав. (Не этим ли объясняются многие странности, удивленно и возмущенно отмечаемые в ходе СВО разного рода комментаторами?)

В качестве таких красных линий, в частности, называются: с российской стороны - НЕвыход конфликта за пределы Украины, а с американской - НЕнанесение ударов НАТОвским оружием по территории России. Ну, и обычные в подобных играх нормы: не охотиться на лидеров государств и дипломатов. Деталей, конечно, никто, кроме тех, кто надо, не знает.

При этом автор сетует, что украинская сторона, не принимавшая участия в упомянутой сделке и таким образом свободная от всяких обязательств, постоянно нарушает оговоренные в соглашении рамки по своей инициативе и, более того, настойчиво требует того же от своего заокеанского куратора.

А так как в политическом и военном руководстве США существует множество разных групп и течений, находятся те, кто шаг за шагом все больше идет навстречу Киеву.

Можно ли поверить, что агрессивные украинцы так сильно давят на добрых и миролюбивых американцев, что те прогибаются и просто не находят сил отказать? Неужели хвост настолько вертит собакой?

И что получается: США фактически сами дали России "добро" на СВО, поставив условием всего лишь соблюдение определенных правил?!!!

Отвечать на эти вопросы я отдаю право читателю, а сам тем временем расскажу о совсем другой истории, случившейся в иное время, в ином месте и с другими участниками, из которых только один будет общим со всем тем, что было изложено выше. Этот участник - руководство США.

Жизненный опыт учит, что сущность человека легче распознать не в его поведении по отношению непосредственно к тебе, а в словах и поступках, направленных на третьих лиц. Со стороны оно как-то виднее. Попробуем применить этот принцип к анализу поведения государств.

Итак, 8 января 1978 года в Иране, в священном городе Кум, случилась первая за многие годы крупная антиправительственная демонстрация, которая властями (а страной тогда правил последний иранский шах Пехлеви, проводивший во многом прозападную политику) была подавлена с чрезмерной жестокостью.

По стране прокатилась волна протестов, возглавленных духовенством, недовольным недостаточным уважением к исламу. Шах вынужден был покинуть родину и уже в следующем году умер в изгнании в Египте в возрасте 60 лет.

Тем временем в Иран вернулся опальный аятолла Хомейни, который взял власть в свои руки. По итогам проведенного референдума о новом политическом устройстве, 1 апреля 1979 года Иран был объявлен первой Исламской республикой и повел политику, глубоко антагонистичную по отношению к США.

Я хорошо помню то время. Мы, студенты, выросшие в биполярном мире, который был уже буквально вписан нам в БИОС, недоумевали: если новый режим – против США, значит, он - за СССР? Оказалось, нет. Впервые на мировой арене четко обозначилась третья сила. Это было уже не аморфное Движение неприсоединения, а враждебное любому внешнему влиянию сплоченное пассионарное государство.

США оказались в непростой ситуации. В Афганистан в это время вошел СССР. В Иране – антиамериканские демонстрации. Сирия – просоветская. Израиль с Египтом заняты разборками после войны Судного дня. На кого опереться в ближнем востоке?

Был срочно инициирован мирный договор между Египтом и Израилем, заключенный в том же 1979 году и известный как Кэмп-Дэвидские соглашения (Кэмп-Дэвид, на всякий случай, если кто не помнит, — загородная резиденция президента США. Кстати, через два года президент Египта Анвар Садат будет убит за подписание этих соглашений как предатель интересов арабских народов).

Но этого было мало. Следовало найти кого-то, чтобы прямо противопоставить Ирану, сделать из него своего рода Анти-Иран. Выбор пал на соседний Ирак. Страна, название которой отличалось всего на одну букву, и населенная в большинстве своем мусульманами-шиитами, как и Иран. При этом у власти в Ираке стояли враждебные Ирану сунниты во главе с Саддамом Хусейном.

Правда, в то время у США даже не было дипломатических отношений с Ираком, они оставались расторгнутыми уже более десяти лет со времен арабо-израильской Шестидневной войны. Теперь ради большого и хорошего дела президент США Джимми Картер приказал пересмотреть политику в отношении Ирака и подать Саддаму Хусейну сигналы о примирении.

Относительно молодой (сорок два года) президент Ирака сигналы принял. Он решил, что дружба с США поднимет его авторитет и закрепит за ним статус лидера арабского мира. По некоторым данным, во время своего визита в Иорданию, Саддам Хусейн встречался не только с тамошним королем, тоже Хусейном, но и с тремя агентами ЦРУ. О чем они говорили - неизвестно, но уже в следующем году Ирак вторгся в Иран, а США начали поддерживать вооружениями своего нового сателлита.

Восемь долгих лет продолжалась та война. В ее ходе применялось и химическое оружие, и «мясные штурмы», и взаимные ракетные обстрелы городов, повлекшие колоссальные жертвы среди мирного населения. В военных действиях участвовали даже дети-солдаты. Помимо человеческих жертв, этот конфликт нанес огромный ущерб экономике двух стран. И окончился ничем. Оба государства остались в прежних границах и с прежней властью.

И вот здесь мы как раз переходим к самому интересному. Саддам Хусейн, который продолжал водить дружбу с США, решил: раз уж не вышло с Ираном, то, может, хоть Кувейт к рукам прибрать? Это маленькое государство, обладавшее огромными запасами нефти и важной портовой инфраструктурой, которой так не хватало Ираку, всегда рассматривалось иракскими властями, как провинция их страны, незаконно отторгнутая в период британского владычества в регионе.

Кроме того, во время разорительной войны с Ираном Саддам Хусейн взял у Кувейта огромный по тем временам заём: 15 миллиардов долларов. А если не будет кредитора – так и долга не будет! Отличное решение. Но как посмотрят на это США? Саддам решил посоветоваться, апеллируя к добрым отношениям и былым заслугам, дескать, воевали, так подайте её сюда, эту Кемску волость!

-2

25 июля 1990 года состоялась встреча иракского президента с послом США Эйприл Глэспи. И хотя диктатор достаточно прозрачно обрисовал свои планы, никакого осуждения со стороны собеседницы не услышал. «У меня есть прямая инструкция президента, - сказала госпожа посол, - добиваться улучшения отношений с Ираком. У нас нет точки зрения на межарабские конфликты, такие, как ваш пограничный спор с Кувейтом… Эта тема не связана с Америкой».

Саддам Хусейн понял такие слова как отмашку: можно! И быстро, четко, за три дня захватил Кувейт. Созданное на оккупированной территории временное правительство обратилось к Ираку с просьбой о присоединении в качестве 19-го штата. В кратчайшие сроки формальная сторона вопроса была улажена.

Саддам Хусейн был настолько уверен в себе и своем большом покровителе, что даже когда Совет Безопасности ООН потребовал немедленного вывода иракских войск из Кувейта, подумал, что это игра такая. Но США на его просьбу разъяснить ситуацию ответили, что он неверно интерпретировал слова госпожи посла, да и вообще это было ее частное мнение.

Чем окончилось – знаем. Две войны с непосредственным участием войск США и - через пятнадцать лет после вторжения в Кувейт! - последние слова Саддама Хусейна, тихо сказанные им самому себе перед тем, как шагнуть в петлю: «Не бойся».

Не забываем лайк и подписку. Впереди много интересного!

Читайте также:

Украина. Кто побеждает, когда фронт стоит на месте
УЧЕБНИК ЖИЗНИ4 июля 2023