* Начало
Глава 10.
- Ну, вот и сыночек мой явился, кровинушка, - сказала Тамара Фёдоровна таким тоном, что у её «кровинушки» эта самая кровушка в жилах застыла, - А я как приехала, не поспела с автобуса слезть, как мне уже кричат – Мишка ваш от жены к Таське Киселёвой сбёг! А? Каково?!
- Добрый вечер, - промямлил Михаил, потому что не нашёлся, что и сказать матери, в голове его всё перепуталось в ожидании того, что его ждёт дальше, - А… Валя дома?
- Валя как раз и не дома! – рявкнула Тамара Фёдоровна, - Дом у неё не тут, свой поди имеется! А вот ты лучше мне скажи, сынок… да ты не стой в калитке, сюда иди! Что ж ты, никак сбежать решил от матери родной? Мне за тобой не угнаться, но только гляди… найду после, хуже будет!
Миша принял удивлённый вид, словно и не помышлял ещё пару секунд назад бежать отсюда без оглядки. Он прошагал к крыльцу и уселся на ступеньку, рядом со скамейкой, на которой сидели мать и тёща. Прикурив, он стал щуриться на дым и искоса поглядывать на женщин.
- Валентина сегодня на смену ушла, - холодно сказала тёща, глянув на него сердито, - Ночь не спала, всё ворочалась! Да, удружил ты нам всем, Михаил… не ожидала от тебя! А дочка приедет, что ей станешь говорить? Что теперь Таськина девчонка тебе дочка?!
- Ты, сватья, уж лишка дала! – недовольно проворчала Тамара Фёдоровна, - Одно дело – жена! А другое -дочка! Единственная, родная! Мы от Верочки не отказываемся, никогда её не оставим, как бы ни сложилось!
- Ты, сватья, я гляжу уж и развела их с Валентиной-то! – взвилась Галина Ивановна, - Внучку, значит, признаёте, а сноху?!Сколь лет прожито, молодые годы на твоего, Тамара, сына, ушли у дочки моей, и вот это благодарность?!
- Да ничего я их не развела! – покраснела Тамара Фёдоровна, - И Валю я как дочку родную всегда принимала и принимать буду! А только ты, Галя, сама знаешь – коли мужик загулял, дак поди жена тоже виновата! От хорошей жены разве мужик загуляет?! Вот значит неладно у Валентины твоей в доме было, не приветила мужа, не приласкала! Вот и пошёл искать на стороне!
- Кобель он, Мишка твой! Весь в отца своего, покойничка! Тот тоже тихой сапой к Шурке-продавщице бегал! Да! И не гляди так, всё село про то знало, да и ты сама тоже знала прекрасно! Что? Скажешь, не правду говорю?! От хорошей жены, говоришь, не загуляет? Так чего же от тебя твой-то Николай гулял, видать ты сама плохая жена?! Не приветила, не приласкала?! А Мишка твой как есть всё равно кобель!
- Ты, Галя, побойся Бога! – всхлипнула Тамара Фёдоровна, - Мужа моего покойного этакими словами поминать… Ошибка это его была, а Шурка сама его сманила, шaбoлдa! Первая любовь у них, видите ли, была, а она не ржавеет! Всяко бывало, да, однако я всегда мудро поступала, по совести! А как твоя Валька из дома с чемоданом не бегала через всё село! Никогда я семью свою так-то не позорила, из избы сор не выносила!
Женщина раскраснелись от перепалки, и, казалось, про Михаила и вовсе позабыли в гневе. А тот только курил одну за одной папиросу, с испугом глядя на мать и тёщу – это чего же его самого ждёт, когда они до него доберутся, такие-то злющие!
- А! Опять Валя у тебя виновата! – Галина Ивановна упёрла руки в бока, - Плохая стала! А когда вам угождала во всём, так ты и слова доброго для неё не нашла! Я всё помню, Тома! Всё! Не думай, что ничего я как мать не примечала! А только ты Ленке, Серёжкиной-то жене, и подарки дорогие даришь, и денег отправляешь почтой… да, и не гляди так, я сама видала, в очереди на почтамте стояла, а ты меня и не приметила! Так ты двадцать пять рублей Ленке отправила на день рождения! А Валентине что? Ну? Что ты ей подарила, вот недавно день рождения был? Что глядишь, глазами моргаешь, забыла? Так я помню – кастрюлю эмалированную ты ей подарила! Вон, в сельпо такие до сих пор стоят!
- Мишка! – взвизгнула Тамара Фёдоровна так, что тот подскочил на ступеньках, - Чего сидишь, глаза таращишь?! Раньше надо было глядеть, кого в жёны брал! А ну, пошли отсюда! Видишь, как тут про нас говорят! Денег мало, видите ли, я Вальке дарила! А хоть бы и так, дак это моё дело кому и сколько дарить! Раз Лене дарю, так значит она заслужила, а Валька твоя… Вот доиграется!
- Да?! И чего ты сделаешь, кикимора старая?! – подбоченилась на крыльце Галина Ивановна, - Ты гляди, как бы я не рассказала никому, что Мишка твой с работы кой-чего тащит, казённое! Да не к себе домой, а чтоб никто не видел – в твой двор! Чего зенки вылупила? Вот и прикуси лучше язык, себе дороже!
Тамара Фёдоровна выскочила со двора сватьи, словно ошпаренная. Вперёд неё только Михаил успел, тот сразу понял, что «пахнет жареным» и надо поскорее уносить ноги, пока обе не дошли в своих рассуждениях до мысли, кто же это виноват в случившемся, в ком причина этого скандала…
Когда мать и сын отошли от дома Галины Ивановны на порядочное расстояние, Тамара Фёдоровна остановилась. Фыркнула сердито и поправила косынку. Запыхавшаяся, она присела на скамейку у забора Золотовых и перевела дух.
- Ишь, разоралась, - покачала она головой, всё ещё переживая недавнюю ссору, - Видала она, как я деньги отправляю… вот ведь, мегера! А ты чего вылупился?! А ну, давай домой быстро, нечего тут зеленеть от страха!
Тамара Фёдоровна зашагала к дому сына, не оглядываясь на него самого. Очень ей хотелось высказать ему всё прямо сейчас, но она видала, как старая бабка Золотова уже высунулась в отворенное окно и подслеповато уставилась на тех, кто остановился у их калитки. Ещё не хватало, мало теперь прославились на всё село, так теперь уж как-то надо «лицо» сохранять!
Миша шёл за матерью и с раздражением думал, что сейчас дома его ждёт неприятный разговор… ну и что, надо как-то уже осадить мать, думалось ему! Чего это она вздумала, что всю жизнь командовать и помыкать им станет?! Вон, оказывается, как… и отец от неё на сторону поглядывал, а Миша того и не ведал… Мало ли, что там у него с Таисией получилось, никого это не касается кроме него самого, вот что! А Валька сама дура – потащилась к матери, вот надо было как делать, как его, Мишина, мать делала – сор из избы не таскать! Ничего тогда и не было бы, в своей семье бы разобрались!
Тамара Фёдоровна вошла в дом сына и наморщившись оглядела кухню… да уж, при Валентине, конечно, такой грязи небывало, хотя из неё тоже так себе хозяйка, не чета самой Тамаре! Но уж теперь Мишка и вовсе свинарник развёл! В хлеву хрипло орали голодные поросята, куры топтались во дворе, выискивая себе что-нибудь на земле.
Тамара Фёдоровна огляделась кругом, потом взяла в руки стоявший у печи ухват и принялась дубасить сына почём зря! Михаил орал и закрывался руками, уворачивался, как мог и пытался вырвать «оружие» из рук разъярённой женщины. А та в злости своей так разошлась, что перед собой и свету не видала! Попало Михаилу хорошо – и по плечам, и по голове, которая гудела у него теперь, словно глиняный горшок!
- Мать! Да ты чего, ополоумела?! – заорал испуганный Миша, увидев на своих руках, которыми он прикрывал голову, пятна крови, - Ааа, помогите! Убивают!
Тамара Фёдоровна сама остановилась, тяжело дыша от усталости она села на скамью у печи и отбросила ухват в сторону.
- Мать, да ты чего, так из-за Вальки что ли? – подвывал Миша, - Да куда она денется, вот схожу к ней, поговорю, помиримся мы, всё нормально будет! Ну вот, голову мне разбила! Мало мне без тебя горя-то в жизни, так ещё и родная мать чуть насмерть не ухайдакала!
Миша вдруг сел на стул у окошка, закрыл руками лицо и заревел. Сказалась и усталость, и плохое самочувствие, которое почему-то появилось после ухода жены, и то, что он голодный был…когда он к тёще шёл, думал, что та его накормит как обычно, а вон как вышло – от родной матери получил на орехи!
- Чего сопли распустил! – буркнула Тамара Фёдоровна, хоть и сердилась она на сына, а всё же сейчас, глядя на него, сердце налилось жалостью, - Иди поросям дай, слышишь как орут! А я пока посуду помою! Ох ты, горе!
Немногим позже они сидели за столом, Михаил ел приготовленную матерью яичницу и боялся признаться, что эта самая яичница ему порядком надоела, хотелось наваристого Валькиного борща и гуляш, ароматный и вкусный… и чтоб с толчёной картошкой!
- Ты, Мишка, чем думал-то, когда с Таськой начал шалабродить? – прихлёбывая чай, сказала Тамара Фёдоровна, - Не мог что ли тайком такие свои приключения устраивать, коли уж так невтерпёж?! Я думала, ты не вовсе дyрaк! Зачем напоказ-то! Таська, она смолоду себе славу такую заработала, и ты туда же! Или что, жениться надумал на ней, на Киселёвой этой, чтоб всё село тебя обсмеяло? Её ведь уж кто только по скирдам не таскал! Тебя, хряка, в грязь что ль потянуло, как папашу твоего!
- Мать, ну чего про отца-то так, - пробурчал тихо Михаил, страшно было рассерженной матери перечить, - Да и ничего я не собирался на Таське жениться…. Сдалась она мне!
- А как ты допустил, что Валька прознала?! Это ж как надо сподобиться, ведь она что та блаженная – ничего кругом себя не видит, ни с кем разговоров пустых не водит, откуда узнала?
- Увидала нас случайно… я у Таськиного дома стоял с нею, а Валька к матери шла и увидала нас… услыхала…
- Нет, ну точно – в папашу такой же дyрaк! Не умеешь – так не берись, так бабка моя говаривала! – покачала головой Тамара Фёдоровна, - Позор мне на старости лет! Ладно, не реви тут! Поговорю я сама с Валентиной! И с Таськой этой тоже, - голос матери зазвучал угрожающе, - На километр к тебе не подойдёт больше! Но уж и ты гляди – больше ни-ни, иначе пеняй на себя! Я такого позора своей семье не потерплю!
- Мам… так ты же вон чё Галине-то Ивановне устроила… они с Валькой поди теперь и знать нас не захотят!
- Глупости! Наши, бабьи, дела такие! Где поругались, там и помиримся! Тем более у нас с Галькой цель одна! Придумка у меня есть, помирим вас с женой. Хотя… дура она, Валька твоя, и сам ты дурак! Век бы вас не видать! Вот уеду в город к Серёжке жить, и как хотите тут!
Напившись чаю и наказав сыну, что надо срочно переделать в доме, Тамара Фёдоровна погрозила, что потом самолично проверит сделанное, а сама зашагала в сторону колхозного комплекса, где работала Валя.
Продолжение здесь.
От Автора:
Друзья, рассказ будет выходить ежедневно, КРОМЕ ВОСКРЕСЕНЬЯ, по одной главе, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.
Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.