Нью-Йорк гудел: фотографии блистательной новобрачной пары — Консуэло Вандербильт и Герцога Мальборо были во всех газетах. Разглядывая их, четырнадцатилетняя Глэдис Мэри Дикон мечтала: это она должна быть на месте невесты и стать герцогиней.
Сама она пребывала в большом унынии. На ее глазах развернулась семейная трагедия. Отец застал ее мать с любовником и застрелил его. Правда, убийство признали непредумышленным, в тюрьме он отсидел всего 3 года, его освободили, потому что хлопотала американская дипломатическая служба.
Глэдис во время его заключения училась в монастырской школе в Париже. Именно во Франции и разыгралась вся эта история. Их семья была небедной, хотя и не такой состоятельной как Вандербильды, но тем не менее родители могли позволить себе подолгу жить в Европе, общаться в среде интеллектуальной и социальной элиты Старого Света. Как только отец освободился, он развелся и забрал детей обратно в Америку.
Глэдис отца недолюбливала. С матерью ей было интереснее, и все время пребывания в США она признавалась матери в письмах, что хочет уехать к ней, в Европу. Тем более, отец становился все более и более неуравновешенным. Забегая вперед, добавим, что в конце 90-х годов, он попадет в психиатрическую клинику, где и скончается.
А мать все это время жила в Европе. Ее приютил принц Дориа Памфили и поселили ее на Вилле Боргезе в Риме.
Глэдис с сестрами вскоре присоединятся к матери. К тому моменту девушка уже была невероятной красавицей с точеным греческим профилем и огромными голубыми глазами, которые так много мужчин сведут с ума.
Первой ее "любовной жертвой" станет арт-критик Бернард Беренсон. Ему тогда было больше 30 лет, а Глэдис 16, но он настолько потерял голову, что готов был на ней жениться. Но как мы знаем, в тайне Глэдис мечтала о другой судьбе. Да и Беренсон постепенно раскусил натуру Глэдис.
«Я решил перестать встречаться с Глэдис Дикон, когда убедился, что в человеческих отношениях она не предлагает ничего, кроме оскорбительного произвола, преследуя людей льстивым и заманивающим образом, только для того, чтобы иметь возможность с шумом порвать с ними отношения, когда вздумается. ее.
Бернард Беренсон
Потом был Марсель Пруст, который считал ее самой красивой девушкой в мире.
"Я никогда не видел девушки с такой красотой, таким великолепным умом, такой добротой и обаянием"
Марсель Пруст о Глэдис Дикон
Неизвестно где и при каких обстоятельствах Глэдис познакомилась с Герцогом Мальборо, но это произошло в конце 90-х годов. Герцог пригласил девушку в свое поместье Бленхейм, где она познакомилась и подружилась с его ничего не подозревающей супругой Консуэло. Ведь обе они были американки, более того, семьи их родителей даже были знакомы, хотя и не близко.
Интересно, что в Бленхейме случился забавный инцидент. В 1901 году там гостил кронпринц Прусский Вильгельм и так влюбился в Глэдис, что подарил ей ценное кольцо. Однако его отец не дал согласия на брак и потребовал вернуть кольцо. Был чуть ли не дипломатический скандал. Глэдис вернула кольцо, а вся история попала в газеты.
Красивая, незамужняя, довольно эксцентричная девушка была очень хороша собой. Ее портреты делали Джованни Больдини, Поль Сезар Хеллеу, Огюст Роден. Ее руки добивались влиятельные мужчины, среди ее ухажеров был даже сын Королевы Виктории, правда, репутация Глэдис не позволила этим отношениям перерасти во что-то большее.
Лишь через несколько лет своей довольно близкой дружбы с Глэдис Консуэло узнала, что ее подруга и ее муж были любовниками. Даже неизвестно, что ее больше разозлило: предательство подруги или неверность мужа.
Но это окончательно разрушило брак, который и прежде был не особенно крепким. Хотя кто знает, не будь герцог столь вожделенной добычей, может быть и произошло бы то, что называют "стерпится, слюбится". Но не случилось. С Глэдис Консуэло больше никогда не разговаривала.
Супруги разъехались в 1906 году, а развод Консуэло дала только в 1921. То есть целых 15 лет Глэдис жила в довольно унизительном по тем временам статусе любовницы.
Тем не менее положение хозяйки поместья Бленхейм дало ей право устроить здесь кое-что по своему вкусу. Так, она внесла изменения в регулярный сад, устроив его на итальянский манер.
А кроме того внутри великолепного здания на потолке появились изображения ... глаз голубых и карих. Считается, что голубой сверялся с цветом необычайно красивых глаз Глэдис.
А еще рядом с домом появились "сфинксы", головы которых слеплены по образу Глэдис.
Она была ярким воплощением светской львицы начала века. Интересно, что задолго до изобретения Инстаграма она уже фиксировала всю свою жизнь на камеру, которую она купила и освоила процесс фотографирования. Правда, публиковать фото было негде, и вероятно часть фото потерялись при последующих переездах.
К примеру, одно из первых селфи у зеркала, совсем как это делают современные любители инстаграмма (запрещенного в России и порицаемого). Здесь Глэдис примеряет тиару русского императорского дома, приобретенную герцогом на аукционе Кристис в 1926 году.
А еще она, наверное, была одной из первых жертв пластической хирургии, когда в начале 20 века предложила врачам вколоть парафин в переносицу, вероятно желая довести до совершенства свой греческий профиль. Однако парафин опустился вниз и повис комками на подбородке. Медсестры в клинике, где она доживала свой век, считали шрамы на ее лице результатами какой-то аварии, но на самом деле, через эти разрезы удаляли парафин.
Семья герцога недолюбливала Глэдис. Уинстон Черчилль — двоюродный брат Герцога Мальборо — самый влиятельный член семьи, на тот момент был большим другом первой супруги герцога Консуэло и вероятно не мог принять новой невестки. Неприязнь была взаимной.
Впрочем и отношения с родными сестрами были сложными. С Одри второй по старшинству вышла страшная ссора, когда девятнадцатилетняя девушка запланировала устроить ланч и пригласила гостей, но Глэдис посчитала это плохой идеей и оповестила всех приглашенных об отмене мероприятия, о чем Одри не знала и не понимала, почему никто не пришел, когда все приготовлено, стол накрыт и вся прислуга готова обслуживать мероприятие. Можно представить, как она была обижена на Глэдис. Ситуация осложнялась тем, что спустя несколько месяцев Одри умерла от сердечного приступа, так и не простив Глэдис.
Буквально через пару лет после свадьбы оказалось, что любовь между Глэдис и Чарльзом давно прошла. Они стали раздражаться друг другом. А их ссоры были настолько жестокими, что Глэдис всюду носила с собой пистолет.
А кроме того, она начала разводить собак, которые были всюду, что выводило герцога из себя.
Сначала герцог съехал на свою квартиру в Лондоне. А спустя какое-то время распустил слуг в Бленхейме и отключил электричество. Глэдис не оставалось ничего другого, как съехать, заняв какую-то недвижимость семьи в Лондоне. Но и оттуда герцог ее выжил, в итоге на свое денежное довольствие Глэдис сняла коттедж в Оксфордшире. Все эти скандалы попадали в газеты.
Оба были готовы представить какие-то доказательства для развода, однако в 1934 году Герцог умер от сердечного приступа. Ему было на тот момент 62 года. Глэдис когда-то блиставшая в свете к тому моменту вела абсолютно затворнический образ жизни. Говорят, она выходила из небольшого деревенского коттеджа только по ночам к ужасу и изумлению местных жителей. Дети считали, что в этом доме, окна в котором завешаны плотными шторами даже днем, живет ведьма.
Дети герцога не особо заботились о бывшей мачехе, сыну и внуку Консуэло по завещанию приходилось откладывать по 1,5 тыс. фунтов на содержание Глэдис с 1934 года до 1977 года до самой ее смерти. И сумма, которая вначале казалась, немаленькой к 70-м годам совершенно обесценилась.
Свой довольно длинный век Глэдис доживала в психиатрической клинике, поскольку дети герцога Мальборо считали, что она недееспособна и может устроить пожар (совсем как в романе Джейн Эйр). Ее неустойчивое ментальное здоровье наверняка было обусловлено плохой наследственностью. Помимо отца жизнь в психиатрической клинике закончила и ее бабушка.
Глэдис прожила 96 лет. И в последние два года ее навещал писатель Хьюго Викерс, который смог разговорить ее и обнаружил, что ее сумасшествие не такое уж и явное. Она прекрасно помнила все, что с ней приключилось в жизни, высказывала интересные мнения о прочитанных книгах и увиденных фильмах, была умной и интересной собеседницей. Но довольно много лет она прожила в жутком одиночестве и даже не разговаривала с персоналом лечебницы. Она призналась ему, что ей уже все равно.
"Иногда случается что-то настолько ужасное, что это отрезает вас, и после этого вам все равно»
Она добилась цели своей жизни — вышла замуж за Герцога, но цель эта была ложной, и счастья ей это не принесло. Хьюго Викерс выпустил книгу, которую назвал "Сфинкс": Жизнь Глэдис Дикон Герцогини Мальборо". Образ сфинкса, мифического существа с красивым женским лицом но при этом злобного демона разрушения невероятно подходил этой женщине.