Найти тему

Реформация и религиозные войны во Франции.

Оглавление

Распространение реформационных идей во Франции началось в 20-ых гг. XVI века. Однако стоит заметить, что реформация во Франции по размаху значительно отличалась от тех, которые происходили в Германии и Швейцарии. Причиной тому послужили уже сформировавшееся территориальное единство и крепкая королевская власть, которая смогла подчинить себе и церковь во многом благодаря Болонскому конкордату (в Германии и Швейцарии реформация проходила в условии политической раздробленности). Так, король имел право назначать кандидатов на высшие церковные должности, чем он, конечно, пользовался, например, не замещая открывшиеся вакансии и присваивая доходы церкви светской власти, то есть можно сказать, что церковь стала в определенной степени государственным учреждением.

Также у реформации во Франции была меньшая социальная база, поскольку управлением церкви и ее доходами ведало дворянство. Поэтому когда в 30-ые гг. XVI века пошло более сильное распространение ереси, уже было понятно, что она не имеет широкой базы, хоть и протестантизм был популярен в крупных торговых городах, общины протестантов насчитывали малое количество приверженцев.

Разделим реформаторское движение на 3 этапа:

1) 1520-1540-е годы - распространение лютеранства;

2) 1540-1560-е годы - распространение кальвинизма;

3) 1562-1598 год - религиозные войны.

Первый этап:

Начало Реформации связано с деятельностью Лефевра де Этапля: в 1512 году он выступил с тезисом об оправдании верою.

Изображение Лефевра де Этапля.
Изображение Лефевра де Этапля.

Не долго король закрывал на всё это глаза, поэтому, когда в Париже в 1934 году расклеили афиши фанатика протестантизма Маркура, где критиковался католицизм, за этим последовало сожжение и арест протестантов, устроенное королевской властью.

Второй этап:

Более удачное распространение в результате реформации получил кальвинизм, чему также способствовал сам Жан Кальвин, поскольку в его окружение было много французов. В результате в 50-ые гг. весь процесс был довольно удачным благодаря не только тайной печатной пропаганде кальвинистов и рассылке пасторов по стране, но и тому, что кальвинистская церковь была антимонархической по своему устройству, то есть удобной для феодально-дворянской оппозиции. Распространение кальвинизм получил больше на Юге, являвшемся старым центром еретического движения, на севере он был менее распространен. Говоря о социальной составляющей: протестанты составляли меньшинство среди основной массы королевства - крестьянства, но в среде дворянского и городского сословий их позиции были достаточно сильны.

Преследование кальвинистов началось сразу же: при Генрихе II был выпущен эдикт, повышающий наказание за богохульство. Далее в парламенте была создана “Огненная палата” - чрезвычайный трибунал для борьбы с кальвинизмом. 60-е годы XVI в. пришлись на наибольший рост протестантов во Франции, и кальвинисты открыто оскорбляли религиозные чувства католиков, что порождало ответные вспышки религиозного фанатизма католиков.

Третий этап - Религиозные войны:

Распространение протестантизма вызвало глубокое разделение в обществе Франции. Католики и протестанты стали враждебно настроенными к друг другу, что в конечном итоге привело к серии религиозных конфликтов, известных как религиозные или даже гражданские войны.

Феодальная знать раскололась на 2 большие группы:

  • Католическая дворянская партия - дом герцогов Гизов;
  • Кальвинистская дворянская партия (во Франции именовались гугенотами) - принцы из дома Бурбонов.

Противостояние католиков и гугенотов переросло в открытую войну во время правления Карла IX (1560–1574). Он вступил на престол в десятилетнем возрасте, и первое время от его имени правила его мать Екатерина Медичи, которая опиралась на еще одну политическую группу - сторонников абсолютизма “людей в мантии”. Первое время ей удавалось лавировать между двумя дворянскими партиями, например, она гарантировала гугенотам право совершать богослужения в частных домах, но в 1562 г. Франсуа де Гиз (католик) напал на гугенотов в местечке Васси. Это и стало отправной точкой продолжительных религиозных войн во Франции (1562–1598).

Изображение Екатерины Медичи.
Изображение Екатерины Медичи.

Стычки между католиками и протестантами то вспыхивали, то затухали и сопровождались периодами неустойчивого мира. Брак Генриха Бурбона с сестрой Карла IX Маргаритой должен был закрепить перемирие.

В августе 1572 года в Париже собрались представители гугенотов, чтобы отпраздновать свадьбу. Однако Гизы, решив покончить со своими противниками, организовали настоящую резню гугенотов в ночь перед праздником святого Варфоломея, 24 августа. Многие историки полагают, что решение о уничтожении гугенотов было принято матерью Карла IX, Екатериной Медичи, для того чтобы уничтожить вождей гугенотов, власть которых усиливалась на Юге. Однако последствия Варфоломеевской ночи не соответствовали её ожиданием.

Варфоломеевская ночь 1572 год.
Варфоломеевская ночь 1572 год.

Третий этап отличается от предыдущих двумя важными аспектами. Цель этого движения уже не заключается в попытке захвата короля и действий от его имени. Битва велась не за короля, а против Валуа. Гугеноты, осознав, что являются меньшинством в стране, больше не питали надежды на то, чтобы свои требования были удовлетворены на государственном уровне. Поэтому они создали на юге свою собственную организацию - своеобразное государство внутри государства.

После Карла IX на престол встал его младший брат, Генрих III (1574 - 1589). Он стремился к объединению страны и даже сделал пожертвования в пользу гугенотов. Однако попытка усидеть на двух стульях, как обычно приводит к неудачам. Более того Генрих III умер без наследников, и новым королем Франции должен был стать Генрих Бурбон. После событий Варфоломеевской ночи наследник Наварры снова перешел на сторону протестантов и возглавил их сопротивление. Гизы и католики в Париже выступили против протестантского наследника и Генриха III. В противоположность протестантскому единству, в 1585 году была образована новая Лига - союз католических городов с Парижем во главе. Она превратилась в расширенную конфедерацию с северными городами и дворянством, которой командовал герцог Генрих Гиз, претендующий на трон Франции в качестве наследника бездетного Генриха III. Католическая партия даже вынудила короля покинуть город. Вскоре король стал жертвой и был убит католиками. Незадолго до своей смерти Генрих III назвал наследником своего престола правителя Наварры - Генриха Бурбона. Таким образом, династия Валуа прекратила свое существование. Однако дальше начинается время междуцарствия, которое, как нам известно даже из истории России, не проходит спокойно. Состояние Франции я бы сравнила с тем отчаянием, в котором она находилась во время Столетней войны до феномена Жанны Д’Арк.

Чтобы стать королем Франции, Генриху Бурбону пришлось переобуться и принять католичество, поэтому именно он произнес такие известные слова: "Париж стоит мессы".

Во время правления Генриха IV Бурбон(1589-1610), наступил долгожданный мир. Однако до этого происходило что-то похожее на Смуту в Русском государстве, поскольку Гизы выдвинули свою кандидатуру на престол (брата герцога Гиза), началась испанская интервенция, а также восстание “кроканов” (крестьянская война). Но новому королю удалось объединить нацию и даже завоевать поддержку бывших врагов, включая Гизов. Он снизил налоги, поддерживал развитие сельского хозяйства и создавал мануфактуры. В 1598 году король издал Нантский эдикт, который объявил католицизм господствующей религией, но в то же время лишил гугенотов статуса еретиков и дал им возможность исповедовать кальвинизм в городах (за исключением Парижа и некоторых других) и все гражданские права, включая возможность занимать государственные должности и обращаться с жалобами напрямую к королю.

Изображение Генриха IV Бурбона.
Изображение Генриха IV Бурбона.

Конечно, итог не самый лучший, потому что Нантский эдикт оставил кальвинистический юг “государством в государстве”, то есть объединение Франции было не в полной мере, но то, что победила королевская корона говорит об укреплении абсолютизма, а также последующем укреплении связей между короной и буржуазией. Это в дальнейшем создаст благоприятную среду для развития капиталистических отношений.