Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Усатый нянь" (СССР, 1978), "Старый знакомый" (СССР, 1969) и "Медовый месяц" (СССР, 1956): советские комедии

Усатый нянь. СССР, 1978. Режиссер Владимир Грамматиков. Сценаристы Андрей Вейцлер, Александр Мишарин. Актеры: Сергей Проханов, Людмила Шагалова, Елизавета Уварова, Сергей Бачурский и др. 26,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Владимир Грамматиков поставил 17 полнометражных фильмов, две из которых («Усатый нянь», «Всё наоборот») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Лоботряса Кешу (Сергей Проханов) определяют на работу в… детский сад…

В год выхода комедии «Усатый нянь» в прокат кинопресса отнеслась к нему доброжелательно.

Например, киновед Валентин Михалкович (1937-2006) в «Спутнике кинозрителя» писал, что это «веселый, суматошливый, озорной фильм» поставлен «отнюдь не для того, чтобы поразить нас изобретательныи сюжетным ходом – парень в няньках. Это фильм о том, как грустно и как не хочется расставаться с детством, и о том, что редко кому выпадает такое счастье – хоть ненадолго, хоть на минуту задержать это расставание и снова погрузиться в беззаботную и радостную пору детства» (Михалкович, 1978: 8).

Зрители и сегодня пишут об этой детсадовской комедии с обожанием:

«Великолепный фильм! Можно смотреть хоть сто раз! Очень хорошо подобраны артисты, интересный сценарий!» (Л. Антонова).

«Один из замечательных фильмов детства, который помнишь всю жизнь, всегда с удовольствием смотришь... Сергей Проханов – просто прелесть! Пластика, игра, музыкальность» (О. Томаш).

«Среди многих советских фильмов эта кинокартина, безусловно, занимает одно из первых мест. Я вообще по своей природе обожаю фильмы с участием детей… Но этот фильм – особенный» (Олька).

«Чудеснейший и добрейший фильм. Восхитительная работа взрослых артистов и детей-артистов. Всё так естественно, никакой фальши ни в одной сцене. Нянь в исполнении С. Проханова поначалу как-будто и сам ещё ребенок. Дети помогли ему повзрослеть, он полюбил их их всей душой, почувствовал ответственность за них. В конце фильма я не могу сдержать своих слез. Замечательная, детская музыка Алексея Рыбникова» (Альфия).

Киновед Александр Федоров

-2

Старый знакомый. СССР, 1969. Режиссеры Игорь Ильинский и Аркадий Кольцатый (Кальцатый). Сценаристы Борис Ласкин, Владимир Поляков. Актеры: Игорь Ильинский, Николай Рыбников, Владимир Этуш, Сергей Филиппов, Мария Миронова, Тамара Носова, Наталья Селезнёва, Феликс Яворский, Алла Ларионова и др. 26,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Игорь Ильинский (1901–1987) известен, конечно же, в первую очередь как актер. В кино он поставил восемь картин, в основном это были фильмы–спектакли. В тысячу самых кассовых советских фильмов у И. Ильинского вошел только «Старый знакомый».

Трижды лауреат Сталинской премии кинооператор Аркадий Кольцатый (1905–2002) как режиссер поставил восемь фильмов («Пограничная тишина», «Старый знакомый», «Таинственный монах», «SOS над тайгой» и др.), три из которых («Нет и да», «Таинственный монах», «Старый знакомый») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент. В 1981 году А. Кольцатый эмигрировал в США и фильмов больше не снимал…

Не сомневаюсь, что сценаристам Борису Ласкину (1914–1983) и Владимиру Полякову (1909–1979) долгие годы не давало покоя то, что им не никак не удавалось повторить успех их главного сценарного хита – «Карнавальной ночи» (45,6 млн. зрителей): «Девушка с гитарой» (1958) собрала 32 млн. зрителей, а «Дайте жалобную книгу» (1965) – 30 млн.. Поэтому нет ничего удивительно в том, что они написали сценарий сиквела «Карнавальной ночи» под названием «Старый знакомый», где бюрократ в исполнении Игоря Ильинского переместился в кресло руководителя парка культуры и отдыха.

Вероятно, Б. Ласкин и В. Поляков предложили этот сценарий Эльдару Рязанову, но тот отказался, поэтому «Старого знакомого» взялись снимать Игорь Ильинский и Аркадий Кольцатый (который был оператором «Карнавальной ночи»).

Результат, увы, явно уступал «Карнавальной ночи» – как по части художественного качества, так и по части зрительского успеха. Но согласитесь, аудиторию в 26,6 млн. за первый год демонстрации маленькой не назовешь…

Мнения современных зрителей о «Старом знакомом» существенно расходятся:

Мнения «за»: «Отличный фильм, веселый про старого знакомого товарища Огурцова, мне он нравится и я с удовольствием его смотрю снова и снова» (Хома). «Этот фильм хорош уже тем, что в нем снимались наши любимые актеры. Еще раз встретиться с ними одно удовольствие» (Мегасфера).

Мнения «против»: «Фильм достаточно слабый: хромает драматургия, многие сюжетные линии не имеют развития, актеры нередко "переигрывают"... мне кажется, получился просто киноконцерт, а сцены с известными и любимыми актерами вставлены просто для "связки"» (Алексей). «Очень слабый фильм. Явная неудача. Нелепость на нелепости. Да, актёры прекрасные, тем более обидно за них» (Эква).

Киновед Александр Федоров

-3

Медовый месяц. СССР, 1956. Режиссер Надежда Кошеверова. Сценаристы Климентий Минц, Евгений Помещиков. Актеры: Людмила Касаткина, Павел Кадочников, Татьяна Панкова, Зоя Фёдорова, Сергей Филиппов, Пётр Лобанов, Екатерина Савинова, Татьяна Пельтцер и др. 26,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Надежда Кошеверова (1902–1990) поставила 19 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Аринка», «Весна в Москве», «Золушка», «Каин XVIII», «Медовый месяц», «Осторожно, бабушка!», «Сегодня – новый аттракцион», «Укротительница тигров», «Шофёр поневоле») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

После успеха искрометной комедии «Укротительница тигров» (1956) Надежда Кошеверова снова снимает в главных ролях Людмилу Касаткину и Павла Кадочникова. И опять в комедии. На сей раз она называлась «Медовый месяц», и хотя она привлекла на десять млн. зрителей меньше, чем «Укротительница тигров», её успех был весьма впечатляющим.

Правда, реакция кинопрессы на «Медовый месяц» была довольно кислой. К примеру, критик Моисей Иофьев (1925–1959) писал на страницах журнала «Искусство кино», что «Медовый месяц» не использует скрытых возможностей коллизии, которую передает. Многие эффекты, лирические и комедийные, остались почему–то за кадром. В предыдущем фильме, созданном тем же коллективом, — в «Укротительнице тигров» — этот недостаток меньше обращал на себя внимание. Своеобразный сюжет и атмосфера искупали сухость любовного дуэта героев Касаткиной и Кадочникова. Броские эпизоды, яркие события делали ненужной детальную разработку отношений. Фильм оставлял цельное впечатление о девочке–победительнице, осуществившей дерзкую мечту. «Медовый месяц» по замыслу должен был стать произведением более скромным, но и более проникновенным. Но получилось наоборот: он менее интересен и убедителен. … Метод работы с актером и метод показа человека на экране, принятый Кошеверовой, не оправдывают себя ни по отношению к сценарию, ни по отношению к Касаткиной, ни по отношению к Кадочникову. Если у Касаткиной есть внутреннее оправдание поведения героини — ее непосредственность и юность, — то П. Кадочников оказался в еще более трудном положении. Его герой — умный, целеустремленный, решительный и сердечный. Он должен иметь осознанную линию поведения, это человек цельных чувств. Кадочников, как актер, мог бы создать такой характер. Но в фильме он обижается и огорчается, как мальчик, он кажется странно наивным. Он выпускает из рук инициативу. Он всерьез принимает нападки и капризы Люды. Это, конечно, неоправданно. Невнимание к внутреннему действию уничтожает логику внешнего. Когда актер играет лишь ситуацию, она становится нежизненной, немотивированной» (Иофьев, 1957).

Зато зрители и сегодня с большой теплотой вспоминают «Медовый месяц»:

«Чудесный фильм, легкий, наивный, но в то же время актуальный и с серьёзными жизненными проблемами о приоритетах и ценностях – честности, любви, долге, важности своей профессии и карьере и эгоизме и желании устроиться помягче да получше» (Мими).

«Могу пересматривать постоянно и люблю куда больше "Укротительницы тигров". Фильм о семейной жизни такой сложной, но такой нужной. О взрослении вчерашней студентки» (Светония).

«Это мой любимый фильм, обожаю Люмилу Касаткину! Здесь она такая молодая!» (Инна).

Киновед Александр Федоров