Разные стили в архитектуре.
Вот, классицизм, например. Есть колонны- значит классицизм.
Роскошь: богатые украшения, позолота, витые колонны, обилие скульптур и декоративных мотивов- значит барокко.
Доспехи, оружие, лавровые венки, грозные орлы- значит ампир.
А вот модерн. Как определить?
Википедия пишет. «Главной объединяющей тенденцией в архитектуре этого периода стала антиэклектическая направленность: стремление освободиться от излишеств и пестроты разностильного декора, свойственных эклектизму предыдущего».
Как то путано. И неопределенно. Сложновато будет с идентификацией. С такой дефиницией.
Но только не на Остоженке. Тут модерн архитектор Кекушев. Лев Николаевич.
Лев!
Так что если идете по Остоженке. И вдруг на фасаде какого-то здания увидели льва. Смело заявляйте с глубокомысленным видом. «Какой прекрасный образчик русского модерна. Узнаю руку Кекушева».
Такая вот фишка была. У Льва Николаевича.
Может самое примечательное творение- дом № 21.
Для себя строил.
Вообще-то, проект у Кекушева был готов еще в 1899 году. Мамонтов заказал. Но дела олигарха- любителя прекрасного резко пошатнулись. В 1900 году под суд попал. За финансовые махинации.
Лев Николаевич немного проект доработал. И получился такой небольшой замок. С угловой башней.
Щедро украшенный разнообразной резьбой.
От крыльца до верхушки башни. Растительные орнаменты. Птицы хищные.
- А где же обещанный лев?- спросит невнимательный читатель.
Ну вы даёте. Слона то- тьфу, льва, вы и не заприметили.
Вон он. Наверху.
В натуральную величину. И дата постройки. Под ним.
И вот тут начинаются загадки.
Вот фото 1982 года (старые фото с сайта pastvu.com). Где лев?
Нету.
- Так значит это не Кекушев?- спросит просвещенный читатель.
Был лев.
На фото 1903 года.
Так куда он пропал? Внятного ответа нет.
Главная версия- мол, материал для льва не прочный был. Вот и рассыпался. Сам собой.
Вот так. Весь дом прочный. А главное украшение из песка слепили.
Короче, спёрли. Скорее всего.
Но сейчас всё на месте. 7 декабря 2017 г. в ходе реставрационных работ на крышу особняка Льва Кекушева (Остоженке, 21) была установлена медная скульптура льва, утраченная в начале XX века.
А сам особняк Кекушевой стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинациях "лучшая организация ремонтно-реставрационных работ", "лучший проект реставрации и приспособления" и "высокое качество ремонтно-реставрационных работ".
- Что- то путается автор- заметит внимательный читатель- то «особняк Кекушева». То «особняк Кекушевой». Опять загадка?
Нет тут никакой загадки. А очень печальная история.
В 1897 году 35-летний архитектор женился. Невесту привез из провинции. Сидела себе 19-летняя Анна у себя в Кременчуге. Мечтала. Как чеховские три сестры. В Москву! В Москву!
А тут такой импозантный мужчина. Уже знаменитый. И к тому же богатый.
Влюбленный зодчий этот замок как раз и построил для молодой семьи. И на жену записал. В знак любви и верности. А заодно и другое недвижимое имущество. Нажитое непосильным архитекторским трудом.
- Ненормальный- скажет пострадавший от женского коварства читатель.
Кто-то фыркнет. Но в данном случае диагноз оказался точным.
А пока зажила молодая семья. В семейном гнездышке.
Лев Николаевич с утра до ночи в своей архитектурной мастерской.
А молодая провинциалка рванулась в карусель столичной жизни.
Была ли со стороны Анны Ионовны любовь- неизвестно. Но верности точно не было.
Короче. Собрал творец русского модерна пожитки. И съехал.
А через некоторое время в сумасшедшем доме оказался. Где и сгинул.
Где его могилка- никто не знает.
P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь