Найти тему
Отражение науки

Звёздный час российского автомобилестроения.

Честно говоря, с автомобилестроением у нас в стране дела всегда обстояли «не очень». Не то чтобы его не было совсем, но крепкое отставание от ведущих автомобилестроительных держав было налицо всегда. Причём, как в Советском Союзе, так и в новой России. Надо сказать, что иллюзий у нас по этому поводу никто и не испытывал: ведущий в СССР завод по производству автомобилей АвтоВАЗ был построен итальянским ФИАТом, а в наше время доминировали сборочные предприятия западных и корейско-японских производителей. После их ухода из страны освободившееся место с удовольствием заняли наши китайские друзья.

Fiat 124 Berlina, «брат» нашей «Копейки», на парковке в Италии, изображение: commons.wikimedia.org
Fiat 124 Berlina, «брат» нашей «Копейки», на парковке в Италии, изображение: commons.wikimedia.org

И всё же, почему у нас так «не зашло» собственное автомобилестроение, в особенности легковое, — большой вопрос. Понятно, когда речь идёт о технологически отсталых странах той же Африки. Ну не могут люди, по тем или иным причинам, сами производить сложную технику. Но ведь наши собственные технологические возможности всегда были на хорошем уровне. Возьмём для примера авиастроение. Отрасль посложнее автомобильной будет. А мы в советские времена демонстрировали в ней выдающиеся результаты мирового уровня: Ту-114, Ил-62, Ан-124 «Руслан». Да и в наше время отрасль находится на подъёме.

Очевидно, что у нас есть «коллективный талант» к авиастроению: когда мы им занимаемся — дело спорится. Прямо сейчас создаются новые двигатели и отечественная компонентная база, импортозамещается ближнемагистральный «Суперджет», не за горами серийное производство среднемагистрального авиалайнера МС-21. А вот в производстве отечественных автомобилей мы, к сожалению, подобных результатов и близко не показываем.

Ил-62: возможно, лучший советский авиалайнер, изображение: Eduard Marmet, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org
Ил-62: возможно, лучший советский авиалайнер, изображение: Eduard Marmet, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

И всё же у нас появился отличный шанс сделать рывок и в автомобилестроении. Дело в том, что традиционные автомобили на двигателях внутреннего сгорания уходят в прошлое. Пока в это трудно поверить, но это так. Евросоюз утвердил запрет на продажу автомобилей, использующих традиционные виды топлива, с 2035 года. Похожие решения принимаются и в других развитых странах. Уже сейчас каждый четвёртый автомобиль, продаваемый в ЕС, электрический. А в Китае — уже каждый второй. Так что уже в недалёком будущем места автозаправок займут электрозарядные станции.

Нам, в России, отгородиться от электрического прогресса тоже не получится, на то он и прогресс. Да и потом: если Китай полностью «электрифицируется», то где мы будем брать машкомплекты для сборки традиционных автомобилей? Возникает вопрос: почему бы нам не использовать эту ситуацию с пользой? Недавно прочитал, какие проблемы встают у немецких производителей традиционных автомобилей. Ещё бы: 150 лет кропотливого труда многих поколений, изобретения, патенты, самые передовые технологии, - всё это в скором времени может стать никому не нужным. Хорошо, что нам в этом плане терять особо нечего.

Зарядка электромобиля, изображение: unsplash.com
Зарядка электромобиля, изображение: unsplash.com

Чтобы нам самим произвести автоматическую коробку передач, подобную тем, что используются в современных немецких автомобилях, нужно создать целую отрасль промышленности с конструкторскими бюро, опытными производствами, экспериментальными литейными цехами и т. п. Но мы благоразумно и не пытались заниматься этим неблагодарным делом. И, как теперь видно, не ошиблись. Так что в итоге немцы кусают себе локти, а мы над ними весело смеёмся. В общем, прощай коробка-автомат: в электромобиле она не нужна в принципе, как и множество других, столь нелюбимым нашим автопромом, автомобильных «прибамбасов».

Ведь что такое электрический автомобиль? Аккумуляторная батарея, электродвигатель, четыре колеса и ещё кое-что «по мелочам». Никаких тебе коленвалов, свечей зажигания, поршней, бензобаков и глушителей. А трансмиссии вообще нет как таковой. Нельзя же всерьёз называть трансмиссией односкоростное устройство без шестерён. А теперь серьёзно: электромобили — это наш шанс. Главный и самый дорогой компонент такого автомобиля — огромная батарея, напичканная литием, кобальтом и другими энергетически ёмкими минералами. Но ведь у нас в стране присутствует вся таблица Менделеева. А в том же Китае это всё в дефиците: недаром они рыщут по всему миру в поисках сырья. У немцев с французами ситуация не лучше: огромные цены на электроэнергию вкупе с отсутствием собственного сырья и дорогой рабочей силой толкают цены на их электромобили вверх.

В современном электромобиле компонентов не так уж много, Volkswagen ID.5 Pro, изображение: volkswagen-newsroom.com
В современном электромобиле компонентов не так уж много, Volkswagen ID.5 Pro, изображение: volkswagen-newsroom.com

У нас же обстановка, напротив, располагает. Металл для авто у нас свой, с электродвигателями у нас всегда хорошо получалось, да и с колёсами порядок: западные производители оставили после ухода ряд первоклассных производств. Конечно, электрический автомобиль сделать — не ящик сколотить. И всё же мы, очевидно, на это способны. Можно только представить, какой колоссальный объём новых автомобилей потребуется миру в ближайшие 10-20 лет при переходе на электрическую тягу. Возникает выбор: удовольствоваться весьма скромной ролью поставщика сырья для китайского автопрома или всё-таки доказать и показать прежде всего самим себе, а также многочисленным странам Азии, Африки и Латинской Америки, что такое качественный и недорогой российский автомобиль.

Авто
5,66 млн интересуются