Конечно, надо признать, что господин Суворов-Резун (не к ночи будь помянут) — личность уникальная. Уже одна его расшифровка заводского индекса «А», приведшая к выдумке автострадных танков, должна была бы навсегда поставить крест на карьере. Ибо бо́льшую глупость и придумать трудно, а он подобных сделал воз и маленькую тележку. А ведь ничего, живёт, продолжает творчество и есть те, кто упорно продолжает ему верить.
Впрочем, ничего кроме заголовка, данную статью с этим господином не связывает. Просто захотелось упомянуть про интересные конструкции шведских танков. Думаю, это будет полезно, особенно учитывая, как мало есть публикаций про шведскую армию в период Второй Мировой войны. Во всяком случае, если и удаётся что-то найти, то исключительно на шведском языке, а оный не является самым распространённым (причём в наше время уже даже в самой Швеции).
Надо сказать, что количество различных проектов, опытных разработок, закупленных для испытаний образцов в Швеции в 20-е и 30-е годы было весьма велико. И из этого разнообразия мы выберем машины, которые могли (или должны) были передвигаться как на колёсах, так и на гусеницах.
Начнём давайте с проекта, предложенного австрийцем Фрицем Хейглем, который более всего известен своим справочником «Танки» (“Taschenbuch der Tanks”).
Хейгль предложил для шведской армии несколько проектов танков, но в нашей статье нам интересна машина Morgårdshammar förslag B или Stridsvagn Morgårdshammar 28 syst Heigl.
Как мы видим, танк имел колёсный ход, правда, предназначен он был для движения по рельсам. Не менее важное назначение колёс было в возможности преодоления всевозможных препятствий — рвов и эскарпов.
Есть схема, на которой показаны возможности этого танка.
Танк Хейгля к «автострадным» уж точно не отнести, но так как он был колёсно-гусеничным, то мы про него, конечно, не забудем. Тем более, ведь некоторые авторы забывают, что он предназначался именно для железных дорог.
Проект этот так и остался на бумаге, и схема развития не получила.
Ещё один проект танка с двумя движителями пришёл в Швецию из Германии. Причём с заходом в СССР.
Это танк под названием Räder-Raupen Kampfwagen M 28 или Gutehoffnungshutte Fahrzeug GKF. Прототип был создан в 1929 году.
В Германии производили только основные узлы и агрегаты, окончательную сборку осуществляла шведская фирма Landsverk. Танков собрали всего шесть, из которых один отправили на испытания в Советский Союз, на полигон в Казань. Остальные машины так и остались в Швеции. В Германии танк не понравился, в Швеции же наоборот. Там он получил название Stridsvagn Landsverk 5 и послужил прототипом для последующих колёсно-гусеничных машин.
Фирма Landsverk, с учётом полученного опыта, предложила для шведской армии свой проект, точнее даже два — колёсно-гусеничного танка BT.150 I и гусеничного OT.150 I.
Проекты эти не были приняты армией, но сама идея поставить танк на колеса в Швеции прижилась. Даже рассматривалось предложение, заменить колёсно-гусеничными танками бронеавтомобили.
В результате появился танк Landsverk 30 или Stridsvagn fm/31 (он же, как я понимаю, ещё именовался и как Räder-Raupen Kampfwagen RR 160).
Который шведские военные на вооружение всё-таки не приняли. Ну не понравился он им. Во многом тут сыграли роль испытания другого танка той же фирмы — Landsverk 10. По сути, все отличия которого были в том, что он был чисто гусеничным.
В результате машина так и осталась в единственном экземпляре, причём изготовлена она была из обычной стали.
Был и ещё один проект, под название Landsverk 80, датируемый 1933 годом. В целом, машина была схожа с L-30, но гораздо меньше и легче — в длину 3700 мм, масса около 6.5 тонн. Вооружать собирались 20-мм пушкой.
Однако, этот танк остался на бумаге, во всяком случае информации об изготовлении прототипа нет.
На этом история колёсно-гусеничных танков в Швеции закончилась.
Продолжая тему танков, предложу вам моя статью:
Неуживчивый танковый гений, без которого бы не было знаменитой «тридцатьчетверки»