Найти в Дзене

Боевая вахта «Петропавловска». Оставаясь недостроенным, он смог противостоять врагу

Весьма примечательное обстоятельство состоит в том, что в совсем недавнем прошлом это был корабль Германии и именовался он «Лютцов» — в честь прусского генерала Адольфа фон Лютцова. В СССР крейсер попал после заключения в 1939 году советско-германского торгового соглашения.

Тогда в Германию отправилась весьма представительная делегация специалистов во главе с наркомом судостроительной промышленности И. Ф. Тевосяном, которой предоставили возможность посетить крупнейшие военные заводы и закупить образцы вооружения. Одним из итогов этой поездки и стало приобретение недостроен­ного крейсера.

Это был пятый тяжелый крейсер типа «Адмирал Хиппер», заложенный 2 августа 1937 года на верфи фирмы «Дешимаг АГ Вессер» в Бремене. Его спустили на воду 1 июля 1939 года, но достройка затягивалась. Крейсер имел внушительные размеры: полное водоизмещение — 19 800 т, длина — 212,2 м, ширина — 21,8 м, осадка — 7,2 м.

Сталину приписывают фразу, которую он якобы произнес в ответ на недоумение по поводу покупки недостроенного корабля: «Корабль, купленный у предполагаемого противника, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага».

Сделка состоялась 11 февраля 1940 года, ее сумма составила 106,5 млн рейхсмарок. А уже 31 мая два германских морских буксира доставили крейсер в Ленинград, на Балтийский завод. Здесь намечалось его достроить под присмот­ром 70 немецких специалистов. Корабль получил временное название «Проект 53», в некоторых документах фигурировал крейсер L. 25 сентября 1940‑го корабль переименовали в «Петропавловск».

Всю немецкую документацию проверили наши военные специалисты. Так, один из ведущих инженеров Артиллерийского бюро Ленинградского Металлического завода А. А. Толочков провел тщательные проверочные расчеты артиллерии крейсера.

Готовность крейсера на момент продажи составляла 54 %. Достройка продвигалась медленно, а весной 1941 года в Германию начали уезжать немецкие специалисты, последний инженер покинул СССР накануне нападения нацистов.

К 22 июня 1941 года готовность крейсера составляла 70 %, к этому времени над корпусом возвышался первый уровень надстройки, основание ходового мостика, труба и нижняя часть грот-мачты. Из четырех двухорудийных башенных установок только в двух имелись 203‑миллиметровые орудия. «Петропавловск» был укомплектован офицерским составом на 100 %, а старшинами и матросами — на 60 – 70 %.

15 августа 1941 года на кораб­ле был поднят военно-морской флаг СССР, и он вступил в состав флота в условно боеготовом сос­тоянии. На корабле установили одно 37‑миллиметровое и восемь 20‑миллиметровых зенитных орудий, доставленных из Германии еще до войны. Крейсер не имел хода, но вести огонь был способен. Командовал крейсером капитан 2‑го ранга А. Г. Ванифатьев.

Первый залп по врагу «Петропавловск» дал 7 сентября 1941 года, ударив по скоплению немецких войск, которые противостояли 21‑й дивизии НКВД. В тот же день корабль пытался остановить танковую колонну у деревни Кипень на шоссе Таллин — Ленинград. Затем он сорвал наступление врага в районе Стрельны и села Старо-Паново. Всего за первую неделю крейсер выпустил 676 снарядов. Кроме того, артиллеристы «Петропавловска» очень эффективно вели контрбатарейную борьбу, огнем крейсера были сорваны несколько попыток вермахта прорвать оборону.

Естественно, немцы зафиксировали огонь с крейсера и попытались его уничтожить. 17 сентября 1941 года в зону обстрела полевой артиллерии врага попал весь Морской канал, и неподвижный «Петропавловск» стал одной из основных целей. Одновременно начались авианалеты, немцы разрушили береговую электростанцию и сожгли береговые строения, маскирующие корабль.

В результате обстрела крейсер получил более 20 попаданий вражеских снарядов. Один из них попал в помещение генераторов, начался пожар, тушить который было нечем. Через пробоины стала поступать вода. Оставшаяся команда эвакуировала раненых и покинула корабль, который через день накренился на левый борт и сел на грунт. Опрокинуться ему не позволила стенка набережной.

Ночью на борт корабля вернулись часть команды и рабочие Балтийского завода. Им удалось демонтировать зенитные орудия, которые передали затем Ладожской военной флотилии. Из моряков «Петропавловска» сформировали роту морской пехоты, которая позже сражалась под Петергофом.

Однако столь нужный для обороны города корабль решили поднять и отбуксировать в безопасное место. Командиром полузатопленного крейсера назначили капитана 2‑го ранга Ф. Ф. Тыршклевича. В тяжелейших условиях голода и постоянных обстрелов небольшая группа из оставшихся членов экипажа и водолазов ЭПРОНа заделывала пробоины корпуса, из отсеков переносными насосами откачивали воду, восстанавливали внутренние коммуникации.

В сентябре 1942 года крейсер отбуксировали на Балтийский завод. Ремонт закончили 30 декаб­ря, а в последний день 1942 года главный калибр «Петропавловска» отправил фашистам новогодние гостинцы. Теперь кораблем коман­довал капитан 2‑го ранга С. А. Глуховцев. «Петропавловск» вошел в состав 2‑й артиллерийской группы флота — вместе с линкором «Октябрьская революция», крейсерами «Киров», «Максим Горький» и несколькими эсминцами. Весь 1943 год «Петропавловск» оказывал мощное противодействие германской осадной артиллерии.

Орудия крейсера приняли активное участие в полном освобождении Ленинграда от блокады: в первый же день Красносельско-Ропшинской наступательной операции, 15 января 1944 года, они выпустили 250 снарядов. Всего в январские дни наступления «Петропавловск» израсходовал 1036 снарядов. Только 19 января на его счет записали уничтожение трех германских орудий, 29 автомобилей, 68 повозок и 300 солдат и офицеров.

Последние залпы корабль произвел 24 января 1944 года. Немцев от Ленинграда отбросили, и дальности орудий неподвижного ­корабля уже не хватало. На этом боевая служба «Петропавловска» закончилась. 1 сентября 1944 года, в дни освобождения Эстонии, его переименовали в «Таллин».

Крейсер так и не достроили, хотя было разработано несколько проектов с разными вариантами вооружения. Корабль долго стоял у стенки Балтийского завода, в 1953 году его переименовали в «Днепр» и переоборудовали в несамоходную плавмастерскую. В конце 1956‑го его превратили в плавказарму, а спус­тя два года исключили из ­списков флота и отправили на метал­лолом…

На Большеохтинском кладбище есть братская могила со скромным обелиском, где похоронены моряки, погибшие при обстреле крейсера 17 сентября 1941 года. Радует, что возле памятника часто можно увидеть живые цветы…