Найти тему
RGB

От Game&Watch до Электроники: история карманных игр. Часть - 1

Оглавление

Серия Game & Watch включает в себя 60 портативных видеоигр, выпущенных с 1980 по 1991 годы. Эти игры дебютировали за год до выхода Donkey Kong, за три года до Famicom и за целых девять лет до Game Boy. Хотя Game & Watch не был первым шагом Nintendo в мир видеоигр, он стал одним из их наиболее успешных продуктов в начале 80-х. После успеха таких серий как Donkey Kong, Mario и The Legend of Zelda, Nintendo создала игры на их основе. Были даже созданы игры с популярными персонажами, такими как Микки Маус и Снупи.

Полная коллекция всех игр серии Game & Watch
Полная коллекция всех игр серии Game & Watch

В мире ретро видеоигр Game & Watch занимает особое место. Эти компактные чудеса технологий, несмотря на свою простоту, предлагали игрокам уникальное погружение в мир электронных развлечений. На первый взгляд кажется, что каждое устройство способно предложить лишь одно небольшое приключение, и это действительно так: из-за особенностей сегментированных ЖК-дисплеев игроки были ограничены одним сценарием. Но был и небольшой трюк: кнопки «Игра A» и «Игра B». Если первая предлагала классический режим, то вторая — это была настоящая испытательная площадка для настоящих мастеров, представляя более быструю и сложную версию основной игры.

Казалось бы, с такими ограничениями эти маленькие устройства могли быстро надоесть, но нет! Скорее наоборот, они заставляли возвращаться снова и снова, стремясь побить свой собственный рекорд. Да и как можно было не любить устройство, которое, кроме всего прочего, еще и показывает время, а утром будит вас своим мелодичным звонком?

Питались эти малыши от миниатюрных батареек-«таблеток», в основном из серии LR4x/SR4x, что делало их идеальными спутниками в школе, на улице да где угодно. Game & Watch — это не просто игрушки, это символы эпохи, мостик в прошлое, когда мир видеоигр только начинал своё завоевание сердец миллионов.

Ряд компаний помогли Nintendo в создании устройств Game & Watch, включая Mego, CGL, Ji2l, Futuretronics, Bienegraeber&co и Videopoche. Несмотря на то что сами игры оставались практически неизменными, упаковка каждой игры отличалась, так как каждая была изготовлена соответствующей компанией.

Много лет спустя после создания Game & Watch, Nintendo отдала дань уважения этой линейке, ссылаясь на неё в серии WarioWare и выпуская сборники игр под названиями Game & Watch Gallery и Game & Watch Collection.

Game & Watch Gallery
Game & Watch Gallery

История

Гунпей Ёкои: Гений за успехом Nintendo

Игры были созданы дизайнером Nintendo Гунпей Ёкои (Gunpei Yokoi), которого лично выбрал президент компании после того, как увидел уникальные игрушки, сделанные им ранее.

Гунпей Ёкои не просто инженер или дизайнер, он был визионером, чья инновационная мысль и талант оставили неизгладимый след в истории видеоигр. Родившись в 1941 году, Ёкои присоединился к Nintendo в качестве обслуживающего персонала и быстро стал ключевой фигурой в разработке игровых продуктов компании.

Гунпей Ёкои - инженер, дизайнер, визионер игровой Вселенной
Гунпей Ёкои - инженер, дизайнер, визионер игровой Вселенной

Однажды Ёкои заметил, как скучающий пассажир играется со своим карманным калькулятором во время поездки домой на поезде. А что, если использовать ту же технологию отображения цифр на калькуляторе, чтобы вместо них показывать игровых персонажей?

Так Ёкои придумал идею игровой приставки с жидкокристаллическим экраном, которая в итоге и стала Game & Watch - первой портативной игровой системой с ЖК-экраном. Ёкои понял, что технология калькуляторов может использоваться не только для вычислений, но и для создания простых, но увлекательных игр, которые можно носить с собой.

-5

Это и стало его первым значимым успехом. Эти компактные устройства предлагали простые, но увлекательные игры, и стали предшественниками портативных игровых систем, которые мы знаем сегодня.

Однако его амбиции не ограничивались этим. Он также стоял за созданием Game Boy - устройства, которое перевернуло мир портативных игр. Его визионерский подход к дизайну и упор на простоту и доступность сделали Game Boy культовым продуктом.

Но Ёкои не только занимался аппаратной частью. Он играл ключевую роль в создании серии игр Metroid, которая до сих пор является одной из самых любимых и узнаваемых серий Nintendo.

Metroid, игра 1986 года от Nintendo
Metroid, игра 1986 года от Nintendo

Ёкои был также известен своим философским подходом к дизайну. Он утверждал, что игры не обязательно должны использовать самые передовые технологии, чтобы быть увлекательными. Этот подход, который он называл "с учетом принципа отсутствующей технологии", стал основой для многих из его наиболее успешных продуктов.

К сожалению, мир потерял этого великого инноватора слишком рано, когда Гунпей Ёкои погиб в автомобильной аварии в 1997 году. Но его наследие продолжает жить в каждом продукте Nintendo и в сердцах миллионов поклонников по всему миру.

Статья, сообщавшая о гибели Гунпей Ёкои
Статья, сообщавшая о гибели Гунпей Ёкои

Если интересно подробнее узнать о жизни и творческом пути Гунпей Ёкои, напиши в комментариях и в скором времени статья обязательно появится.

Финал серии

После того как было выпущено 58 из 60 игр, Nintendo решила выпустить Game Boy, который имел сменные картриджи, аналогичные NES. Некоторые считают Game & Watch портативным вариантом серии Color TV Game, которые, как и Game & Watch, представляли собой устройства с одной игрой, и позже получили версию с сменными картриджами.

Color TV Game
Color TV Game

После выпуска Game Boy производство серии Game & Watch было прекращено примерно через год в 90-х. В конце 90-х были выпущены переиздания игр под названием Miniclassics, а также серия Game & Watch Gallery, включающая в себя современные и классические версии игр.

В 2020 году Game & Watch был возрожден с выпуском Game & Watch: Super Mario Bros., в котором были представлены Super Mario Bros. и The Lost Levels, а также Game & Watch: The Legend of Zelda, включающая в себя игры The Legend of Zelda, Zelda II: The Adventure of Link и другие.

-9

Игры

Как я писал выше, всего выпущено 60 игр Game & Watch различных форм-факторов . Вспомним некоторые из них:

Ball - Первая игра, выпущенная для Game & Watch. Ваша задача - жонглировать мячами в воздухе как можно дольше. Если мяч падает на землю, вы проигрываете. Чем дальше вы продвигаетесь, тем это становится сложнее.

-10

Vermin - Кроты время от времени нападают на ваш сад. Ваша цель - использовать большой молот, чтобы отгонять их.

-11

Fire - Спасайте людей, прыгающих из зданий, с помощью батута. В режиме "Игра В" люди прыгают с третьего и четвертого этажей.

-12

Judge - Атакуйте своего оппонента молотками или уклоняйтесь от его атак, в зависимости от числа на ваших картах. Для 1 или 2 игроков.

-13

Manhole - На земле четыре отверстия, пешеходы проходят мимо, и ваша задача убедиться, что они не упадут в них.

-14

Parachute - Управляйте лодкой и спасайте всех парашютистов. Убедитесь, что ни один из них не упадет в воду, иначе их съедят акулы.

-15

Octopus - Здесь вам придется быть осторожным, чтобы не быть атакованным щупальцами осьминога, чтобы добыть сокровище на глубине океана. Отечественная версия именно этой игры носила название «Тайны океана» («Электроника ИМ-03»).

-16

Mickey Mouse - В этой игре Микки пытается поймать яйца, прежде чем они упадут на землю. Это действительно не первое сотрудничество Nintendo с Disney, так как Nintendo когда-то выпускала карты с изображением известных персонажей Disney на обложке, которые оказались довольно успешными.

-17

Egg - Игра, которая во многом напоминает "Mickey Mouse". Основное отличие заключается в том, что игрок управляет не диснеевским мышонком, а волком. Отечественная версия именно этой игры носила название «Ну, погоди!» («Электроника ИМ-02») и являлась адаптацией японского Nintendo EG-26 Egg из знаменитой серии. Например, по этой причине часы в игре «Ну, погоди!» работают по 12-часовому циклу (используемому в США и некоторых других странах). О советских версиях подробнее можно прочитать здесь.

-18

Popeye - Брут похитил Олив, и в роли Попая вы должны вырубить его и столкнуть в океан, чтобы спасти Олив.

-19

Fire Attack - Ваша крепость под атакой индейцев. Ваша задача - атаковать индейцев или факелы, которые они бросают, чтобы ваше здание не рухнуло.

-20

Mickey & Donald - Здесь уже был следующий новый формат игр раскладушек с двумя экранами, где Микки Маус и Дональд Дак - оба пожарные в этой игре. Ваша задача - тушить пожары. Подобный дизайн впоследствии оказал сильное влияние на внешний вид портативной консоли Nintendo DS.

-21

Donkey Kong 3 - Основана на одноименной аркадной игре. Это была следующая вариация формата игры. Вы управляете либо Стэнли, либо Донки Конгом и распыляете всех пчел в сторону другого игрока. Игра предназначена для 1 или 2 игроков. Она была выпущена в рамках серии Micro VS. System 20 августа 1984 года.

-22

В 1983 году в увидела свет серия Table Top, хотя она уже и не была такой уж портативной. В этой серии вышло 4 игры: Donkey Kong Jr., Mario's Cement Factory, Snoopy и Popeye. Но хитами продаж они не стали.

-23

А также вышли вариации с увеличительным отражающим стеклом для создания объемного эффекта изображения. Жаль, что такие игры не стала клонировоать наша Электроника..

-24

Выпускались еще серии Super Color и Crystal Screen с увеличенными экранами и повышенной контрастностью изображения в 1984-1986 годах.
Однако
Crystal Screen также не снискали славы, так как имели свои недостатки - хрупкий и прозрачный экран.

Но скорости и смелости внедрения инноваций от компании Nintendo сегодня могли бы позавидовать даже такие гиганты Sony и Microsoft.

Crystal Screen
Crystal Screen
Super Color
Super Color

Mario the Juggler - Последняя игра, выпущенная для Game and Watch, она похожа на "Ball". Однако здесь вы играете за Марио и жонглируете сердцами и звездами. Она была выпущена в 1991 году.

-27
-28

Мистер Game & Watch

Мистер Game & Watch — это имя персонажа из большинства игр Game & Watch. Он стал символом этой серии.

Мистер Game & Watch
Мистер Game & Watch

Для первых трех игр серии Game & Watch Гумпэй Ёкои лично принимал участие в создании персонажей. Но вскоре он отметил талант у Макото Кано, молодого художника из Nintendo. Под руководством Ёкои, Кано стал душой визуального дизайна большинства последующих игр. Наблюдая за своим коллегой, господином Огава, известным своим острым чувством юмора и эксцентричностью, Кано черпал вдохновение для создания уникальных персонажей.

-30

Мистер Game & Watch не разговаривает, общаясь с игроками лишь характерными попискивающими звуками, на которые были способны игры этой серии. Его двухмерный дизайн и простая анимация были обусловлены техническими ограничениями ЖК-экранов того времени.

Его впервые представили как играбельного персонажа в Super Smash Bros. Melee для GameCube, а позже он появился и в других играх этой серии.

Эволюция Мистера Game & Watch (1980 - 2018)
Эволюция Мистера Game & Watch (1980 - 2018)

Заключение

Серия Game & Watch, хоть и была фактически недоступной для большинства из нас в те времена, невольно стала частью нашего детства благодаря близким аналогам от советской "Электроники". Эти портативные устройства, пусть и косвенно, но затронули наше детство и юность, став символом эпохи, когда электронные игры еще только начали завоевывать мир.
Каждый такой игровой гаджет от Электроники вдохновлялся идеями и нововведениями Game & Watch. И, пусть наши руки держали не оригинальные устройства от Nintendo, но "Автослалом", "Ну, погоди!" и "Тайны океана" были нашим мостиком в этот удивительный мир. Сегодня, вспоминая те времена, я понимаю, что за кулисами наших советских игр стояло глобальное движение, начатое Game & Watch. Эти устройства научили нас упорству, терпению и стремлению к победе. И хотя мы играли в клонированные версии, дух настоящего Game & Watch, его новаторство и уникальность, присутствовал в каждом пикселе черно-белого экрана. Возвращаясь к этим воспоминаниям, мы не только переживаем радость игры, но и чувствуем себя частью большой мировой истории видеоигр. Game & Watch и его отражение в продуктах Электроники — это не просто игры, это история нашего детства, переплетённая с мировыми тенденциями и новациями. Но о советских играх от Электроники мы поговорим в следующей статье.

© Андрей Плотников

Подписывайтесь на канал RGB и ставьте «Лайк», чтобы не пропустить новые статьи.

Вторую часть статьи можно прочитать здесь

-32

ретро ретроигры ретро игры rgb ргб видеоигры игры ностальгия денди сега нинтендо dendy sega nintendo nes snes RetroOrigins РетроИстоки Электроника Game & Watch Ну погоди волк