Модель крытого вагона 11-066, вышедшего в первом спецвыпуске к серии "Наши поезда" от издательства MODIMIO, мы уже разбирали и рассказывали, как можно быстро и недорого поставить вагон на рельсы стандарта H0.
По результатам проведенных работ модель вполне неплохо себя проявила и показала хорошие ходовые качества. На этом видео модель катается в компании других вагонов серии 11-066, которые различаются между собой достаточно заметно:
По просьбам подписчиков подготовили сравнительный фотообзор моделей производства Bergs и MODIMIO, а также небольшой рассказ о модификациях этого знаменитого вагона.
Для начала немного об истории вагона и его модификациях. Серия 11-066 производились с 1960 года на Алтайвагонзаводе и позднее в Польше (Зеленая Гура, Засталь, Консталь); имеет несколько модификаций и официальное название крытый вагон модель 11-066.
Вагоны первых выпусков имели деревянную обшивку кузова по всему периметру, в том числе торцевых стенок. С 1979 года в серию пошли вагоны с металлической торцевой стенкой. Соответственно поменялось название вагона, он стал называться крытый вагон с металлической торцевой стеной модель 11-066. Также увеличилась его тара и грузоподъемность.
С 80-х годов серии стали обозначать дополнительными индексами в зависимости от модификаций и особенностей конструкции, например, 11-066-04, 11-00-05 и т.д. Модификации отличались между собой видом торцевых стенок (деревянные или металлические), крыши (с рифлением, или гладкие, или по типу вагона 11-270), обшивкой кузова (деревянная или металлическая), а также назначением. Так, например, вагоны, у которых торцевая стенка была заменена на металлическую, получили индекс 11-066-10, а вагоны, получившие полностью металлическую обшивку, получили индекс 11-066-08.
В свое время производитель моделей из Латвии Bergs выпускал модели вагонов 11-066 в различных модификациях. Сколько их было точно, сейчас сказать уже сложно, так как модели производились мелкими сериями и имели множество вариаций. У меня в коллекции имеется четыре вагона данного производителя, и еще одна модель была собрана из набора для самостоятельной сборки.
История постройки этой модели описана здесь:
Все пять имеющихся моделей 11-066 принадлежат к V эпохе, и все имеют различные вариации исполнения, отличаясь между собой крышами, торцевыми стенками и обшивкой.
Для сравнения моделей Bergs с моделью MODIMIO была выбрана модель зеленого цвета с аналогичной конструкцией классического типа: металлическая торцевая стенка, деревянная обшивка, крыша с рифлением.
Внешнее сравнение выявило некоторые отличия в основных пропорциях моделей: высота боковой стенки вагона от Бергс заметно ниже, чем у вагона от Модимио, крыша обеих моделей имеет не совсем корректную форму и отличается от прототипа, длинна вагонов совпадает, а вот шкворни (через которые тележки крепятся к раме вагона) расположены по-разному.
Подвагонное оборудование и вся нижняя часть у смоляного вагона проработана чуть лучше. Больше всего бросается в глаза деревянная расшивка пола вагона, которая есть у Бергса, и которой нет у журнального вагона. Рама смоляной модели также проработана лучше: различим профиль хребтовой балки, более верно показаны продольные, промежуточные, шкворневые балки.
Тормозные тяги показаны также лучше у бергсовской модели, а запасной резервуар сделан зацело с рамой у обоих производителей, что выглядит не очень хорошо. У Бергса показана тормозная магистраль, отлитая вместе с рамой (выглядит это так себе), у Модимио ее нет вовсе.
Двухкамерный резервуар (он же оздухораспределитель ВР усл. №483) показан лучше у модели MODIMIO, сделан он очень хорошо, судя по всему по чертежам, и четко отлит в пластике. Правда на рассматриваемой модели он приклеен неровно, и его нужно переклеить заново, попутно доработав тормозные тяги и воздушние магистрали. У Бергса двухкамерный резервуар показан весьма посредственно, как некий выступ на раме.
Тележки проработаны заметно лучше у новой модели: показаны все основные механизмы тормозной системы телег, у телег Miniaturmodelle, которыми комплектовались модели Bergs, этого нет и в помине. Боковой профиль телег проработан в принципе хорошо и у одной, и у другой модели. У журнальной модели правильными выглядят буксы колесных пар, у модели от Бергс эта часть тележки, конечно, наврана. Правда на телеги журнального вагона в соцсетях многие жаловались из-за наличия большого количества облоя на "окошках" телег, но у экземпляра из обзора с этим все было хорошо.
Колесные пары (как и сцепки) упоминать нет смысла - об этом рассказывали в предыдущей публикации по теме.
По деталировке кузову основные отличия кроются в размере и пропорциях косынок, увязывающих шкворневые стойки с раскосами: на фото у модели Модимио они заметно крупнее, чем у Бергса и более точны. Расшивка журнального вагона более глубокая и заметная, доски показаны крупнее, зато болтовые соединения - более аккуратные.
Подножки составителя, поручни и лестницы у Бергса металлические, хотя некоторые поручни, как и рычаги расцепления и кронштейнами, показаны весьма условно - едва заметными полосками, отлитыми на кузове. Эти же детали у Модимио, наоборот, выглядят несколько гипертрофированными.
У модели Бергс есть штурвал стояночного тормоза, сделанный из фототравления. У модели Модимио его нет. И хотя у прототипа, взятого за основу модели, штурвал хорошо виден, производитель опустил этот момент и никак не стал его обозначать.
В принципе находясь рядом модели выглядят вполне неплохо, и по их внешнему виду можно сказать, что они представляют модель одного и того же вагона. Но это если не смотреть на них с торца - тут уже возникает некоторое сомнение. Дело в том, что рифленая крыша вагона 11-066 имела достаточно сложную форму с переменной кривизной. И это очень хорошо видно, если посмотреть на торец вагона. У модели Бергс она заметно упрощена и почти не имеет характерного скоса по краям ближе к кузову. У модели Модимио этот скос наоборот более явно выражен и по краям крыша переходит почти в вертикальную плоскость. Судя по фото прототипа, с формой не угадал никто, а истинная форма крыши находится где-то между представленными вариантами, хотя на мой взгляд, MODIMIO оказалось ближе к истине. Что думаете? Напишите в комментариях, свое мнение на этот счёт!
В заключение немного про вес моделей. В комментариях к публикациям и на форумах высказывались сомнения насчет модели от Модимио в части ее веса. Дескать слишком легкая и будет неустойчиво кататься по рельсам, даже если заменить колесные пары. Чтобы проверить, есть ли разница в весе, я поставил каждую из шести моделей на кухонные весы с погрешностью до 1 грамма. Результаты получились довольно таки интересные.
Самой тяжелой моделью оказалась та, что была собрана из кита. Это не удивительно, так как модель сделана разборной, а внутри есть промежуточная вставка из пластика, которая добавила несколько грамм.
На втором месте оказалась модель от MODIMIO. Правда модель к моменту взвешивания уже получила и металлические колесные пары и частично металлические сцепки. Но тем не менее, результат отличный.
А вагоны от Бергс оказались самыми легкими, и результаты взвешивания дали цифры от 105 до 110 грамм в зависимости от модификации. Что, впрочем, для моделей в типоразмере H0 очень даже хорошо.
Так что опасения можно отставить: металлическая рама и металлические колесные пары делают свое дело, и модель из журнала не будет подпрыгивать на стрелках и стыках. Ну а кому покажется мало, и он захочет, чтобы его вагон весил полкило (как Пикомашка на последней фотографии выше), можно посоветовать разобрать вагон и утяжелить его. Благо, он разборный, в отличие от тех же моделей Бергс, у которых кузов посажен на суперклей.
Ну и о ценах. Сравнивать модели, конечно, сложно, так как Бергс сейчас уже не продается, а те немногие модели, которые всплывают иногда на ЖД модельных барахолках, стоят каких-то непомерных денег - в районе от 7 до 10 тыс. руб. за модель, что на мой взгляд, неоправданно дорого.
Модель от MODIMIO стоит, как известно, около 1500 руб., что в общем то совсем не дорого. Но так как нам нужна ходовая модель, смело добавляем к этой сумме еще 480 руб. за колесные пары с АлиЭксперсс (из расчета 2880 руб. за набор из 24 колесных пар) и 260 руб. за пару сцепкок (из расчета 1560 руб. за 12 сцепок в с коробками). Итого: 2240 руб. за модель, которую не стыдно поставить на полку или поместить на макет и покатать.
Вполне неплохо, как считаете? Напишите в комментариях свое мнение и не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - мы собираем для вас все самое любопытное в мире отечественного ЖД моделизма!