Одним из самых востребованных, частых и регулярных авиарейсов на Дальнем Востоке, является рейс, связывающий административный центр ДВФО Владивосток с крупнейшим и самым населённым в России островом Сахалин. Полёты выполняются ежедневно на А-319. Приморье с Сахалином связывают не только авиарейсы и морские линии. У этих регионов много общего - море, сопки, тайга, буйная растительность, морепродукты, праворульные авто, и, конечно, люди.
Много приморцев работает и живёт на Сахалине. Многие сахалинцы переехали в Приморье, поступили в учебные заведения, нашли работу. Зимой многие жители малоснежного Приморья устремляются на горнолыжные трассы "Горного Воздуха", благо что скидки на авиабилеты бывают весьма внушительные. А летом сахалинцы приезжают на базы отдыха Южного Приморья. Или в любое время года во Владивосток - в крупный город по соседству.
Протяжённость авиатрассы составляет около тысячи км. Сначала самолёт летит 600 км через всё Приморье до посёлка Светлая, расположенного на берегу моря напротив Сахалина, на севере края. Затем пересекает почти 300-километровый пролив, уже над которым начинает снижаться.
Зима - хорошее время для того, чтобы хорошенько рассмотреть Приморский край с границы тропосферы. Летом этого не даёт сделать густая облачность, либо дымка сырого и тёплого воздуха. Но даже в ясную погоду летом Приморье с высоты 10 км выглядит как застывшее море из зелёных волн - сопок, покрытых густыми лесами. Просто зелёное море тайги.
А зимой воздух сух и прозрачен, солнце стоит низко, и сопки рельефно выделяются благодаря длинным теням, которые они отбрасывают в долины рек.
Наш лайнер продолжает набор высоты. За иллюминатором видна автодорога, по которой мы ехали во Владивосток. Вот такой путь на Сахалин от Дальнегорска - сначала через пол края в аэропорт, затем обратно над той же дорогой. Слышал, что раньше вроде бы был рейс на Як-40 в Южно-Сахалинск... Вскоре под крылом проплыл Арсеньев - город авиастроителей.
На сопке Обзорной, рядом с городом, расположены крупнейшие в Приморье горнолыжные трассы. По сравнению с Лукъяновкой, Востоком, Кометой, это действительно высокие и протяжённые трассы. Но по сравнению с горнолыжками многих других российских регионов, ещё есть куда расти...
Ну а мы летим на знаменитый ГэВэ - "Горный Воздух" в Южно-Сахалинске!
За Арсеньевым закончился набор высоты. Защёлкали привязные ремни, принесли напитки. А внизу проплывало уже таёжное, дикое Приморье. Река, прорезающая хребты на пути к равнине - это Уссури. На этом участке она очень живописная. Здесь я недавно сплавлялся.
Но даже в диких районах края повсеместно видны следы хозяйственной деятельности. Всё исполосовано лесовозными дорогами, делянами, сопки "расчёсаны" рубками. Понятно, что это важная основа экономики Приморья, но не покидает тревога, что будет дальше с растительным покровом на этих крутых склонах, подвергающихся летом мощным ливням многочисленных тайфунов.
Лесозаготовительная техника прошлась даже по самым высоким сопкам, забравшись на 1600 м над уровнем моря, до верхней границы леса. "Расчесали" и Озёрное плато, вплотную подобравшись к Сатурну и Орлиному Гнезду.
В Приморском крае горные озёра большая редкость. Озера Сатурн, Узловое и Орлиное Гнездо - одни из самых высокогорных в крае. Не успев стать туристической достопримечательностью из-за труднодоступности, они значительно "потускнели" потеряв первозданную красоту среди окружающих лесосек. Зато добраться теперь проще, конечно...
Вообще, благодаря местному тёплому сырому климату, лес вырастет вновь. Но реликтовых ельников, оставшихся из прошлых периодов глобальных похолоданий, здесь пока не будет в ближайшие сотни лет. Всё зарастёт банальным осинником и березняком.
На северо-востоке края Сихотэ-Алинь стал более величествен и грозен, вздыбившись заснеженными вершинами. Вот здесь бы развивать горнолыжный спорт! Снега вдоволь, высота склонов большая. Но определяющий фактор - посещаемость. Не даром город Арсеньев - наилучшее место в Приморье для горнолыжного спорта и отдыха, сочетающее в себе подходящий климат и рельеф с транспортной доступностью и населённостью. Конечно, в Дальнегорске и далее - в Тернейском районе сопки выше и снега больше. Но это очень далеко от населённых мест. Там раздолье разве что экстремалам-фрирайдерам.
Помню, как мы с напарником штурмовали массив горы Тройная на пути в верховья реки Бикин. В октябре там снег уже засыпался в раскатанные болотники. А потом из Бикина перебирались в верховья Кемы и три дня бежали (насколько позволяли рюкзаки и работа) вниз по долине в сторону моря, к шуршащей под ногами листве, подальше от этих снегов и морозов.
Воспоминания о работе на севере Приморья нахлынули на меня. Я прислонился к иллюминатору и задумчиво глядел вниз. По этим ельникам мы продирались со скоростью 0,5 км в час, переправлялись через бурные реки, штурмовали заснеженные перевалы, осторожно крались по болотной трясине, размазывая по себе мошкару. Как многообразен наш Приморский край! Он - не только море и пляжи, города, мосты и автомобили. Но и звенящая тишина, трескучий мороз и безлюдное заснеженное пространство на сотни километров. Как, например, верховья реки Бикин, открывающиеся сейчас по левому борту.
Но вот показалось побережье. Самолёт покидал Приморье, сделав лёгкий поворот над Светлой, забирая на восток.
И вновь знакомые берега. Края Зевинского базальтового плато, обрывающегося к морю. Речки Кюма, Кабанья, Пея. Азиатский антициклон сдувает с поверхности моря ледяную шугу и относит её далеко от берега.
Несмотря на сильные морозы море здесь долго не замерзает как раз из-за сгонного ветра, отгоняющего начальные стадии образующегося льда далеко на восток, где он тает в тёплом течении Соя.
Из-за этого же тёплого течения, проходящего вдоль япономорского побережья Хоккайдо и Сахалина, происходит активное испарение с поверхности моря с образованием густой облачности. С середины моря уже ничего не видно, всё скрыто под плотной облачной пеленой. Сахалин я увидел уже только тогда, когда наш самолёт, снизившись над зал. Анива поднырнул под облака, и стал разворачиваться на север, к Южно-Сахалинску.
Ещё немного, и самолёт мягко приземлился в Хомутово - главной воздушной гавани Сахалина. Теперь под крылом уже не заснеженная тайга и ледяное море, а асфальт. Ура, мы на Острове! Но пока что это совершенно не чувствуется. Вокруг огромная равнина, обрамлённая далёкими хребтами. На таком большом острове я оказался впервые...
Все фотографии сделаны автором в январе этого года.
Ещё по теме:
Владивосток - Петропавловск-Камчатский