Найти в Дзене
Дальние горы

Базальтовые берега Приморья

Между Усть-Соболевкой и устьем р. Венюковка по побережью встречаются участки, сложенные базальтами. Их легко определить по не слишком высоким, но почти отвесным обрывам. Они бывают слоистыми, словно пирог. В обрывах часто можно увидеть столбчатую отдельность. Это лава сжималась и кристаллизовалась при застывании. Базальты на этом участке побережья идут не сплошняком. В п. Светлая, например, пляж состоит из риолитов - это кислые эффузивы. Очень светлая порода. Возможно, из-за этого пляжа Светлая и была названа так.

Берег на север от Светлой, на м. Бакланий, риолиты.
Берег на север от Светлой, на м. Бакланий, риолиты.

Но сейчас прогуляемся по этим базальтовым берегам с севера, со стороны Венюковки. Южнее её устья идёт скальный прижим.

За дальним мысом устье Венюковки.
За дальним мысом устье Венюковки.

Вон за тем далёким мысом в море впадает Венюковка, и дальше на 50 км тянется самый длинный пляж Приморского края.

Ну а здесь пляжи чередуются непропусками. Сами пляжи галечниковые и совершенно дикие. Дороги на них не выходят.

Дикие пляжи северо-востока
Дикие пляжи северо-востока

Вскоре дохожу до устья речки Малая Кюма. Речка небольшая, в нижнем течении заболоченная. Здесь произрастает хмурая еловая тайга вперемешку с ольховниками. Но стоит подняться на ближайшую сопку, как появляются липы, дубы и клёны. Сказывается температурная инверсия - летом у моря прохладнее.

Малая Кюма
Малая Кюма
Устье Малой Кюмы
Устье Малой Кюмы

Тем временем вечерело. Я решил остаться ночевать в устье Мал. Кюмы. Пляж здесь уже песчаный. После утомительного перехода по сопкам, когда уже всё было готово к ночлегу, было восхитительное время вечернего чая на пляже.

Вечер на Мал. Кюме
Вечер на Мал. Кюме

Ты развалился на пляже полулёжа на песке, рядом кружка горячего чая и пенные кончики волн чуть-чуть не достают, шипя, втягиваясь обратно в море. А утром солнце встаёт из морской пены. И ни души на десятки километров побережья.

Утро на Мал. Кюме
Утро на Мал. Кюме

Иду дальше на юг. По невысокой морской террасе обхожу непропуски. Весь по уши в росе, но тепло. Солнце поднимается всё выше. Впереди показался огромный Кюмский пляж, где в море впадает река Кюма.

Впереди Кюмский пляж
Впереди Кюмский пляж

Пляж этот галечниковый, местами с песком. Впадающие речки размывают слои песка и гальки, но волны снова намывают их в валы. Получаются траншеи, словно выкопанные бульдозером.

Один из ручьёв на Кюмском пляже
Один из ручьёв на Кюмском пляже

Иду по пляжу. Что-то заставило меня обернуться. Вижу какое-то бревно, но явно необычное. Подхожу поближе. Ух ты! Деревянная скульптура. И так она органично вписалась в здешний пустынный ландшафт! Словно находишься на острове Пасхи.

Деревянная моаи по-приморски
Деревянная моаи по-приморски

Моаи глядит в морские дали. Я тоже присел неподалёку на выброшенное морем бревно, тоже оглядел пустой пляж и безбрежное море. Хорошо так сидеть, но надо идти дальше. По мере приближения к сопке на южной оконечности пляжа, я с тревогой всматривался вдаль. Где-то там должно быть устье Кюмы. Речка там достаточно полноводна для того, чтобы в неё заходила рыба на нерест, а значит там сейчас могут "пастись" медведи. Сначала мне даже показалось, что там сидит медведь, но это оказалась ржавая двухсотлитровая бочка. Подойдя ещё ближе, я вспугнул огромную стаю чаек. Пляж в устье оказался весь в дохлой рыбе. Медведь лакомился лишь брюшками, шкура с рыбин была сорвана зубами.

Река Кюма в устье
Река Кюма в устье

Здесь уже были следы шин на галечнике пляжа. От основной дороги сюда отходит так называемый "пролаз". Так местные называют труднопроходимые лесные дороги, которые, в-основном, сами и накатывают.

Чайки на устье Кюмы. Южное окончание Кюмского пляжа
Чайки на устье Кюмы. Южное окончание Кюмского пляжа

Пляж здесь закончился. Следующие километры побережья были чисто базальтовыми. Лава здесь стекла к побережью широким фронтом. Сначала я пожалел, что не пошёл поверху, по лесу. Если в море выступает отвесный мыс с глубокой водой у подножья, то мне придётся возвращаться далеко назад. Так как на отвесный обрыв подняться невозможно. Но берег был, хотя и узкий, заваленный глыбами, но пройти было можно. А местами и вообще, идти было весьма комфортно.

Вид от устья Кюмы на м. Гиляк, за которым уже р. Кабанья
Вид от устья Кюмы на м. Гиляк, за которым уже р. Кабанья

Между Кюмой и Кабаньей, на протяжении 6 км, в море впадают два ручья. В устьях они промыли себе глубокие каньончики, по которым стекают на пляж шумными порогами. Бухт в их устьях нет, берег здесь очень ровный.

На картах эти ручьи не подписаны. Не знаю, как они называются у местных. Для себя я их назвал Малый (к северу) и Большой (к югу) Базальтовые.

После этих ручьёв берег стал труднопроходим. Приближался м. Гиляк.

Подхожу к м. Гиляк
Подхожу к м. Гиляк

Здесь любителям геологии будет интересно. Попадаются пузырчатые камни. Возможно, это связано с дегазацией лавы, или куски ещё горячей лавы отваливались с обрыва и падали в воду, которая вскипала.

Застывшая лава
Застывшая лава

Дальше идёт бух. Крепостная, о которой я уже писал здесь.

Местами, с базальтовых обрывов стекают водопады. Неподалёку от устья р. Ахами есть такой. А также, рядом с п. Светлая. Водосбор ручьёв с этими водопадами маленький. Поэтому любоваться ими можно только сразу после прохождения тайфуна. Либо зимой, когда на скалах намерзают огромные наледи.

Светлинский водопад
Светлинский водопад

Красивые базальтовые обрывы имеются возле п. Светлая. Можно сходить как к северу от посёлка, на м. Бакланий, так и к югу, за м. Сосунова.

Застывшие слои лавы
Застывшие слои лавы

На м. Сосунова можно пройти с Фунтов, это микрорайон Светлой, расположенный дальше от моря. Вдоль моря не пройдёшь, так как там порт и база. Спуск к воде с мыса опасный, но спуститься всё-таки можно. Вот какие виды открываются сразу за мысом, к югу:

На мысе Сосунова
На мысе Сосунова

Здесь тоже хорошо видно, как извержения слой за слоем формировали земную твердь. Но, кроме того, здесь и одни из самых красивых столбчатых отдельностей в Приморье. Есть такие и на юге, на водопадах Шкотовского плато. Есть и здесь, на севере, на побережье.

Пляжи здесь имеются. Состоят они из андезитовой гальки. Андезит - почти чёрный прочный камень, очень сильно накаляется под прямыми солнечными лучами. После купания на пляж из андезитовой гальки невозможно прилечь, сначала его нужно сбрызнуть водой.

Самые южные районы распространения базальтовых плато, выходящих на побережье - это берег между Усть-Соболевкой и Кузнецовкой. Там в море впадают речки 1-я Сенокосная, 2-я и 3-я Сенокосные. А м. Олимпиады это вулканическое жерло, отмытое морем.

Побережье Тернейского района с борта судна
Побережье Тернейского района с борта судна

К-сожалению, на этом участке берега я не бывал, только видел его далеко с открытого моря, с борта судна.

Устье Соболёвки, за которым начинаются базальтовые берега.
Устье Соболёвки, за которым начинаются базальтовые берега.

Что ещё интересного, помимо пузырчатой лавы и столбчатых отдельностей можно увидеть на этих берегах? Здесь на пляжах попадаются халцедоны. Издалека их можно принять за янтарь. Они ярко-жёлто-оранжевые, полупрозрачные. Слегка окатанные волнами. На пляжах их не так много. Но если целый день бродить по берегу, то один-два должны попасться в любом случае.

Халцедон на пляже
Халцедон на пляже

Конечно, здесь нет таких красивых пейзажей, как на сложенных риолитами берегах. Или, тем более, на гранитных берегах Триозёрья, где море нежно-голубое. Но здесь по своему красиво и необычно. А самое главное, что здесь никому нет дела до туристов, так как и туристов-то нет. Чтобы сюда добраться, нужно либо "убить" машину по бездорожью, либо спалить уйму бензина на катере. Либо долететь рейсовым самолётом местных авиалиний, а потом стоптать ботинки и стереть плечи лямками рюкзака (как в моём варианте). Но оно того стоит.