Переходы из рекомендательной системы — это основной источник трафика в Дзене, но не единственный. Люди могут находить статьи и каналы в Дзене в том числе через поисковые системы по интересующим их поисковым запросам. Чтобы статьи в Дзене чаще попадали в поисковую выдачу, они должны быть оптимизированными под поисковые алгоритмы.
Роль SEO
SEO — это поисковая оптимизация, позволяющая сайтам и отдельным страницам попадать в первые результаты поисковой выдачи по тем или иным поисковым запросам. Для этого в заголовках и текстах страниц используются слова и фразы, которые люди набирают в поисковиках, чтобы найти интересующую их информацию. Такие слова и фразы называются ключевыми, они же ключевики.
В случае с сайтами SEO не ограничивается использованием ключевиков. Это целый комплекс мероприятий, затрагивающих web-разработку и технические параметры, такие как скорость загрузки сайта и поддержка мобильных устройств. Авторы в Дзене не могут повлиять на эти факторы, но существуют другие способы увеличить вероятность занять высокие позиции в поисковой выдаче.
Как попасть в поисковую выдачу
Чтобы статьи в Дзене попадали в поисковую выдачу, они должны соответствовать ряду критериев поисковых алгоритмов и предпочтений пользователей поисковых систем. Использование перечисленных способов не гарантирует попадание в топ выдачи, но значительно увеличит шансы.
Уникальность текста
Поисковые системы отдают предпочтение уникальным статьям, содержание которых не повторяет то, что уже есть в интернете. Поверхностный рерайт имеет мало шансов занять первые строчки поисковой выдачи, поскольку в такой статье новые факты отсутствуют. К тому же Дзен может определить такие статьи как заимствованный контент и наложить ограничения на канал.
Популярность темы
Писать SEO-оптимизированные статьи лучше всего на популярные темы, которые часто ищут в поисковиках и которые долго не теряют актуальность. Трафик из поиска может быть небольшим, но сохраняться длительное время.
Восприятие текста людьми
Любая статья создаётся для людей, поэтому текст должен быть написан доступным языком, иметь логическую структуру и нести пользу. Комфортнее всего воспринимать текст, состоящий из небольших абзацев и разделённый тематическими блоками, когда каждый блок является микротемой со своим подзаголовком.
Также упрощают восприятие маркированные и нумерованные списки, заключение части текста в цитату и остальные способы форматирования. Главное, чтобы форматирование имело смысл и не являлось самоцелью.
Заголовки и подзаголовки
Заголовок H1 — это название статьи, в котором должно присутствовать наиболее сжатое и ясное изложение того, что содержится в статье. Заголовки H2 и H3 — это подзаголовки второго и третьего уровня соответственно, которые разделяют статью на подтемы.
Внутри статьи в первую очередь должен использоваться заголовок H2, и только внутри него следует использовать заголовок H3. Хорошие заголовки и подзаголовки с точки зрения SEO — это те, которые содержат не только отражение темы или подтемы, но и ключевые слова.
Описание страницы
Мета-тег Description, дающий краткое описание веб-страницы для поисковых систем. Дзен автоматически помещает в описание первые 130-140 символов без пробелов или первое предложение из статьи, если оно короче. Из описания формируется сниппет, который отображается в результатах поисковой выдачи как краткая информация о веб странице, информирующая пользователей о её содержании.
Первые слова статьи в том числе подгружаются в предпросмотр ссылки, где эта функция доступна, а также отображаются в карточке статьи в Дзене. Таким образом, пользователь видит первые слова статьи, ещё не перейдя в неё, и чем лучше составлено начало статьи, тем вероятнее пользователь в неё перейдёт.
Плотность ключевиков
Ключевые слова должны располагаться равномерно по всему тексту. При этом нужно избегать чрезмерного количества ключевых слов, когда текст становится неестественным. Ключевое слово не должно использоваться более одного раза в пределах одного-двух предложений.
Водность текста
Необходимо избегать бесполезного текста, который не относится к теме статьи. К такому тексту относятся малозначимые слова и фразы, не несущие полезной информации и только разбавляющие содержание статьи.
Изображения
Использование изображений в статье не только дополнит её, но и позволит найти статью в поисковике через поиск по изображению, особенно если изображение оригинальное и ранее нигде в интернете не публиковалось. В Дзене есть возможность указать описание к изображению, которое также может повлиять на его ранжирование в поисковой выдаче. При этом изображения должны быть связаны по смыслу с содержанием статьи и иметь хорошее качество.
Поведенческие факторы
Поисковые системы понимают, когда пользователь перешёл на страницу из поисковой выдачи и тут же вернутся обратно. Для поисковиков это сигнал о том, что страница не соответствует запросу пользователя.
В поисковой выдаче наиболее высоко ранжируются страницы, в которые пользователь перешёл и задержался более 15 секунд, а также совершил переход по одной из ссылок на найденной странице. Поисковые системы в том числе учитывают время, проведённое на сайте после перехода из результата поисковой выдачи, количество просмотренных страниц сайта и прочие взаимодействия пользователя с сайтом.
Поисковики также определяют, решил ли задачу пользователя тот или иной результат выдачи. Если пользователь перешёл на одну из страниц из поисковой выдачи и обратно в выдачу уже не вернулся, то для поисковых алгоритмов это сигнал о качестве и полезности этой страницы.
Ссылки в статье
Поисковые системы учитывают наличие ссылок в тексте статьи, которые ведут на полезные страницы и связаны по смыслу с содержанием статьи. Если ссылки в статье оказываются нерабочими, то это снижает ранжирование страницы в поисковой выдаче.
Инструментарий
Статьи в Дзене лучше всего индексируются и ранжируются в Яндексе, поэтому предпочтительнее ориентироваться на поисковые запросы, популярные в этом поисковике. Статистику поисковых запросов можно посмотреть в сервисе Яндекс Вордстат и узнать, какие ключевые слова и фразы наиболее популярны в той или иной теме.
По каким поисковым запросам пользователи переходят в статьи, можно узнать в Яндекс Метрике. Этот сервис отображает перечень поисковых запросов, по которым пользователи перешли в статьи Дзен-канала, и количество визитов по каждому из запросов.
Заключение
Цель поисковой оптимизации — увеличить посещаемость ресурса. При написании статей для канала в Дзене можно учитывать, как статья будет продвигаться в поиске, но при этом не стоит слишком фокусироваться на поисковой оптимизации.
Создавая содержательную статью на ту или иную тему, ключевые слова в ней будут использоваться в любом случае, поскольку они составляют содержание статьи. Будет только во вред специально добавлять в текст как можно больше ключевых слов и упоминать их как можно чаще — такой подход плох как с точки зрения поисковиков, так и с точки зрения людей, для которых статьи и пишутся.