Шекспир - по сей день один из самых популярных драматургов, но поставить его комедию смешно - непростая режиссерская задача, ведь остроты, заставлявшие публику хохотать в театре глобус 400 лет назад сейчас в большинстве своем кажутся слишком пресными и устаревшими.
«12 ночь, или как угодно» - так называется спектакль воронежского режиссера Юрия Муравицкого, который по-своему решил проблему «модернизации» комедии Шекспира для современного театра. Он заменил в названии одно-единственное местоимение, поставив «как» вместо «что» и одновременно с этим – изменил и один из законов театра.
Спектакль действительно играется «как угодно», каждый раз - по-разному, ведь в начале каждого спектакля проводится жеребьевка, в которой участвуют зрители и именно результаты этой жеребьевки определяют, кто из актеров кого будет играть. И получается, что хрупкая девушка перевоплощается в рыцаря-пьяницу, а мужчина – в благородную графиню. Это абсолютное несоответствие внешнего облика и характера и рождает комический эффект.
Непредсказуемость и каждый раз новое распределение ролей чем-то напоминает детские игры во дворе, когда изо дня в день разыгрывается один и тот же сюжет, чтобы каждый ребенок успел побыть в роли главного героя. Не случайно на сцене установлена огромная песочница, в которой и разворачивается действие спектакля. Реквизит практически отсутствует и часто кошель с деньгами или украшение заменяет песок – еще одно воспоминание о детской условности. Актеры – одновременно и сами играющие дети, и игрушки, этими детьми передвигаемые – каждый герой занимает определенную, не очень естественную, но очень говорящую позу и двигается с опорой на специфику своей позы. Каждый из персонажей – гиперболичен, но к клише влюбленных господ и остроумных слуг эпохи возрождения добавляются новые детали, делающие образы более современными и яркими. Так, влюбленный герцог Орсино говорит с кавказским акцентом, графиня Оливия – иногда сбрасывает маску холодной благородности и начинает вести себя как капризный ребенок, а шут говорит с реперскими интонациями.
Каждый спектакль – неповторим в своем роде и зритель становится свидетелем его рождения с самого начала. Перед третьим звонком – актеры выходят в холл, переодеваются и наносят грим (грим – немного громко сказано – они белятся мукой, и лицо каждого превращается в маску, готовую сыграть кого угодно). Наружу выводится театральное закулисье, которое обычно спрятано, что делает возможным большую эмоциональную связь с залом и даже диалог с ним.
Установка не на психологизм и погружение в действо, а на подчеркнутую условность и театральность вырастает из специфики работы актеров в этом спектакле – каждому пришлось полностью выучить всю пьесу, а это задача не из легких и идеально мозг обычного человека с нею справится не может. Поэтому по бокам от песочницы сидят актеры, не задействованные в разыгрываемой сцене и суфлируют своим коллегам. И забытые слова, оговорки, прямые вопросы «Какая у меня следующая реплика?» тоже рождают комический эффект, но, что, наверное, еще более важно – у зрителя появляется чувство сопричастности.
Очевидно, что актеры кайфуют друг от друга, от постановки и атмосферы, а поэтому зритель не кайфовать не может. Все пронизывает атмосфера игры и легкости. Этот спектакль – не про катарсис и не про разговор о важных и сложных вещах, он не про эстетику, а просто про веселье, которое тоже важно. В 2022 году спектакль был номинирован на «Золотую маску». Сам Юрий Муравицкий говорит об этой своей работе так: «Это как узоры на стекле: ты погружаешь стекло в определенную температуру при определенной влажности и знаешь, что проявятся узоры, но какие, не знаешь. Персонажи спектакля хотят радости, веселья, к чему приведет это стремление – увидите сами»