Найти в Дзене
Учёная учител_ка

"Честное слово" на уроке литературного чтения

Так что сегодня речь пойдет о том, как можно провести занятие по произведению Леонида Пантелеева "Честное слово" в третьем классе, которое есть в УМК "Сферы 1-11". Как я уже писала про уроки литературного чтения в начальной школе, с детьми этого возраста очень важно именно читать. Однако, в наших школах, как только дети переходят в 5 класс, а предмет переименовывается в литературу, основным навыком уже становится не быстрое, правильное и выразительное чтение, а понимание того, что имел в виду автор. Поэтому мой план урока направлен на всестороннее развитие в области литературы на уроке литературного чтения. Я не верю в то, что за 45 минут можно погрузиться в одно произведение, поэтому план рассчитан на 2 дня. В первый день мы работаем с ожиданиями от рассказа, пробуждаем интерес, задаемся вопросами о нем. Дома есть возможность в своем темпе прочитать текст, сделать свои выводы. На втором занятии необходимо вспомнить то, что уже узнали и углубиться в обсуждении произведения, подвести и
Оглавление

Так что сегодня речь пойдет о том, как можно провести занятие по произведению Леонида Пантелеева "Честное слово" в третьем классе, которое есть в УМК "Сферы 1-11".

Как я уже писала про уроки литературного чтения в начальной школе, с детьми этого возраста очень важно именно читать. Однако, в наших школах, как только дети переходят в 5 класс, а предмет переименовывается в литературу, основным навыком уже становится не быстрое, правильное и выразительное чтение, а понимание того, что имел в виду автор. Поэтому мой план урока направлен на всестороннее развитие в области литературы на уроке литературного чтения.

Я не верю в то, что за 45 минут можно погрузиться в одно произведение, поэтому план рассчитан на 2 дня. В первый день мы работаем с ожиданиями от рассказа, пробуждаем интерес, задаемся вопросами о нем. Дома есть возможность в своем темпе прочитать текст, сделать свои выводы. На втором занятии необходимо вспомнить то, что уже узнали и углубиться в обсуждении произведения, подвести итоги.

1 урок

При знакомстве с любым произведении важно поработать с его названием и структурой, поэтому начинаем с того, что означает "Честное слово", как ребята это для себя понимают.

Далее, что удобно с этим рассказом (но верно и со много другими), можно найти множество прекрасных иллюстраций. Обязательно, показываем их детям: картинки им рассматривать нравится, а мы будем их использовать в своих целях.

Показываем иллюстрации, по каждой просим несколько человек рассказать, что они видят на них, каких-то действующих лиц, что происходит вкруг, что происходит в этой сцене. (6 картинок, минимум по 3 человека ответят, уже 18 человек вовлекли)

Дополнительно пару желающих или по вашему выбору просим предположить, о чем история. Что будет происходить в истории, судя по иллюстрациям. Целый рассказ для одного ученика может быть много, поэтому можно и совместно сочинить историю (или несколько), например, по цепочке. (еще 5 человек были вовлечены в урок). Таким образом мы, во-первых, потренировались в описании изображений и сочинении историй, а, во-вторых, сделали предположения о том, что будет в произведении, которые будем тестировать во время чтения.

Для всех учителей хорошей практикой будет включение в урок аудиозаписей, сделанных профессионалами. Это касается и чтения стихов (как эталона), и тех же аудиокниг (аудиоспектаклей). Поэтому настраиваем учащихся на чтение, контролируем то, что все открыли книги на нужной странице, приготовились следить за текстом, и включаем аудиоверсию произведения. Дети слушают профессиональное чтение, следят за текстом и не только узнают сюжет, но и
знакомятся с произношением сложных слов.

В данной версии мне понравилось, что есть другие иллюстрации, но при этом это не мультфильм, поэтому дети не сильно отвлекаются от текста. Кроме того, есть небольшие несостыковки с текстом произведения, которые ученики сами заметили после прослушивания.

Начинаем новый раунд обсуждения произведения. Что угадали, что было не так? Что понравилось в аудиоспектакле (так как эта аудиокнига была с включением дополнительных звуков помимо чтения диктора, что дополняло картинку).

Далее возвращаемся к нашим иллюстрациям. Так как уже узнали историю, можно озаглавить каждое изображение, а после еще несколько учеников смогут устно пересказать произведение.

На следующее занятие запланирована викторина по рассказу, поэтому настоятельно рекомендуем прочитать "Честное слово" дома еще раз, чтобы было проще находить ответы во время игры.

2 урок

На чем закончили прошлое занятие, с того и стоит начать, тем более, что пересказ по картинкам поможет всем вспомнить рассказ перед викториной. Так что просим еще 3 учеников сделать пересказ.

Викторина состоит из трех частей. Для нее делим класс на мини-группы.

Первая часть представляет из себя ответы на тестовые вопросы, ответы на которые, однако, необходимо находить в тексте и зачитать нужное для ответа предложение. (тренируем поисковое чтение, аргументирование и само чтение)

Вторая и третья части самостоятельные по группам - это кроссворд и задание с картой. Кроссворд, думаю, всем знаком, а вот карту прокомментирую.

Перед учениками лежит черно-белая контурная карта, с которой нужно сделать интересное задание - закрасить место действия рассказа. В тексте они вычитывают, что рассказчик сидел в саду на Васильевском острове, и озадачиваются тем, где это находится на карте. У них также есть референс (или цветная распечатка, или большая карта на проекторе), где на карте Санкт-Петербурга отмечены несколько зон, среди которых необходимо найти нужную и сопоставить со своей контурной карте. (тренируем работу с разными источниками данных)

В завершение смотрим одноименный мультфильм, предлагаем поделиться впечатлениями о просмотренной истории. Дети и сами могут подметить множество деталей, но можно дополнительно спросить о том, какой это был мультфильм (какие еще бывают, чем такой нравится), как в мультфильме передали сюжет произведения, что больше понравилось в тексте, что в мультфильме, а что в аудиокниге, которую слушали в прошлый раз.

Для подведения же учеников к ответу на вопрос "о чем было это произведение", просим написать на листочках, что они узнали/поняли для себя после прочтения.

Как вам подобный план урока? Провели бы у себя такие занятия? Какие формы работы вы используете на уроках литературного чтения?