- Бесконечно тянущиеся двое суток пути, с поездами и пересадками в аэропортах, сейчас кажутся чем-то очень далёким и незначительным, поскольку, трудности быстро забываются, а красота в глазах смотрящего остается, не только в его глазах.
День сменил ночь, и вот мы уже в Шардже, городе-близнеце или городе двойнике Дубая, в котором я был ровно два года назад, - камень, стекло и бетон, в бескрайней пустыне пыли и зноя.
- На выходе из аэропорта, где мы стоим, будто сбившиеся в кучку цыплята, нас замечает большой директор большой остановки и быстро помогает решить вопрос с оплатой билетов, и нашей отправкой, а в итоге, мы едем на пляж, в совершенно пустом автобусе. Ехать больше часа и это радует, ведь лучше сидеть в удобных креслах прохладного автобуса, рассекающего утреннюю жару, и разглядывать чудо-город, проносящийся в наших окнах, чем томиться в теснотах и шуме аэропорта, давящего на слух надрывным гортанным гомоном непонятной речи.
- Персидский залив. Снова я здесь, и снова купаю ступни в его приятной прохладе, а над головой быстро всходит раскаляющееся солнце. Мы же в пустыне. Вода чистая, людей на пляже, практический нет, ведь это у нас ранняя посадка и десятичасовая стыковка между следующим рейсом на Катманду, а рядовые граждане и не граждане Бетонного оазиса, всё еще спят. Купаемся, делаем много фото с верблюдами неподалёку, откапываем из песка ракушки на сувениры, да собирались было, позавтракать, но Священный Праздник Рамадан полностью готов лишить нас еды до заката солнца, и поэтому мы решаем вернуться в аэропорт. К всеобщему удивлению, садимся на тот же самый автобус, на котором приехали сюда, приветствуя водителя-индуса, как старого знакомого.
- Ещё один долгий перелёт из Шарджа в Катманду, и мы уже течём людским потоком между пластиковых буйков паспортного контроля, уставшие и счастливые, предвкушая открытие новой планеты, под названием Непал.
- Главная воздушная гавань страны такая же аккуратная и компактная, как и жилища непальцев. Поначалу, увидев многоэтажные дома, я решил, что это некие заготовки или конструкторы жилья, а оказалось, что большинство квартир именно такого размера. Мне было трудно и непривычно даже развернуться в таких квартирах, а непальцы прекрасно в них живут. Видимо, и аэропорт в столице был сделан по тому же принципу минимализма, это вам не Стамбул или Франкфурт на Майне, где от терминала к терминалу ходят внутренние автобусы, поскольку, пешком дойти просто нереально.
- Быстро оформляем визу, и нас встречают люди, до этого момента знакомые нам только по фото, и кто же знал, что через десять дней мы будем грушами висеть друг у друга на шее, не желая расставаться, связанные тонкими нитями горных троп и судеб, величайшей красоты на земле – Гималаев.
- Ужинаем в кафешке, где со мной случается любовь! Именно любовь с первой ложки и первого глотка! Я открываю для себя масала-чай и потом уже, все сотрудники всех мест приёма пищи на маршруте, будут знать, что этому человеку, это я про себя сейчас, нужно сразу приносить две кружки масала-чая, а еще лучше – целый чайник!
- Завтрак на крыше гостиницы удивил и порадовал, а ясное солнце позволяло снимать всю округу. Первые же сцены с кормлением голубей сразу и полностью подтвердили всё то, что я успел узнать про непальцев из фильмов, готовясь к поездке. Улыбки, радость от встреч, любовь ко всему окружающему, добродушие и терпимость к ошибкам других, удивляют и заставляют посмотреть на себя со стороны.
Так начинался наш первый день в Непале, и его столице Катманду.
- Если взять рядового гражданина европейской страны, и забросить в Катманду, он, скорее всего, испытает шок на грани ужаса, или ужас на грани ужаса. Просматривая кадры первого дня прогулок по этому мегаполису, а ведь население столицы Непала приближается к миллиону человек, я поймал себя на мысли, что этот город не был для меня чужим или пугающим. Я не боялся мотоциклов, летящих на пешеходов, полного отсутствия светофоров, невообразимого хаоса на дорогах, напоминающего броуновское движение частиц, а уже через полчаса свободно переходил в любом месте разбитую улицу, весьма условно разделённую взглядом на 4 или 6 полос движения.
- Не знаю, что это было со мной - то ли воспоминания о Таиланде и Камбодже, то ли внутреннее чутьё говорило мне, что тут нет опасности, тут никто не сделает плохо или больно, я будто окунулся в родную среду и просто перемещался в ней, подчиняясь невидимым потокам обычной жизни.
В первую голову нужно было решить вопросы с местной валютой, поэтому мы и двинулись к менялам, которые давали «пол тумана по рублю» или в нашем случае - обменять Франклинов, Линкольнов и Вашингтонов, на слонов, носорогов и буйволов, по курсу 1 к 129, что примерно вдвое дешевле наших рублей.
- Связь и интернет были, по важности, на втором месте, и нас снова привели к специальному человеку, продающему шейные платки, магниты на холодильник, струны от контрабаса и СИМ-карты, в общем, всё самое необходимое.
- Утяжелённые толстыми пачками удивительно ветхих купюр и подключенные к мировой паутине, мы направили стопы свои, в поистине священное для меня место – чайный магазин! Я много слышал про непальский чай, и давно мечтал найти именно тот вкус, который был на Рязанской чаеразвесочной фабрике. Странно звучит, да)))? В Непале искать вкус рязанского чая… Только чай тот был не рязанский, а цейлонский и китайский, а фасовали его в Рязани, и за все годы поисков, я так и не смог его найти. Мне нужно было оказаться здесь, в Катманду, чтобы снова встретиться со вкусом моей молодости! Есть ли среди вас такие же любители чая? Услышит и поймёт ли кто меня?.. Чай этот можно не пить, а есть, откусывая маленькими глотками блаженство, густо замешанное на стойкой памяти студенческой юности, и эйфории нахождения в таком экзотическом месте! Килограмм такого удовольствия стоит три Франклина или 38… нет, не попугаев, - слонов… В попугаях число становится еще длиннее…
Чайный магазин
- Служба ОБС (Одна Бабушка Сказала) сообщила, что цены на спортивное снаряжение в Катманду очень низкие, поэтому мы запланировали посещение одного из таких магазинов и докупили то, чего нам не хватало для успешного подъёма в горы.
- На заметку туристам, очень рекомендую изучить по фильмам в интернете ту страну или город, в который вы собираетесь поехать впервые, чтобы не метаться с вопросами от прохожих к полицейским, тыкая пальцем в карту города, а сразу же отправиться по знаковым местам. Так мы и сделали. Боднатх, Сваямбунатх и Пашупатинатх – для нас не были странным сочетанием букв. Мы бегло и без запинки воспроизводили эти слова вслух, и единственное, что нам оставалась сделать, — это произнести конечную точку таксисту и, включив все оттенки очарования на лицах, знание десятка слов на непальском и сотню на английском, выторговать для себя лучшую стоимость маршрута.
- Люди. Лица. Как меня удивили лица! Сколько разновидностей красоты гуляет по улицам так, будто бы не пыль и еще видимые руины недавнего землетрясения вокруг, а подиум дома моды. Яркие наряды, блестящие украшения, улыбки жемчуга и цветные точки на лбу, притягивающие внимание. Я, как опытный фотограф, без стеснения подавал знаки, показывая на камеру, и спрашивая разрешения сделать фото или снять видео, и почти всегда в ответ получал благосклонную улыбку. А сколько шикарных портретов я сделал!
- Езда в такси в Катманду — это своеобразный вид развлечения, особенно, если ты водитель с многолетним стажем. Движение левостороннее, скорее всего, это обусловлено большим соседом, который является основным поставщиком праворуких автомобилей марки Махиндра. Ведь сам Непал никогда не был ничьей колонией, в отличии от Индии, в которой так и сохранилось наследие Туманного Альбиона.
- Вспомните свой последний сон. Что вам снилось? А теперь посмотрите на «страшный сон связиста», развешанный на всех столбах в округе! Если вы бывали в Таиланде, Камбодже или другой стране Юго-Восточной Азии, то видели там такое же безобразие. А всё дело в том, что прокладывать кабель под землёй крайне дорого, а обрывы и замыкания происходят так часто, что искать повреждённый кабель бывает просто нерационально, и проще взять, и проложить поверх новый! Вот так и образуются жуткие хитросплетения проводов.
- Непальские водители обладают каким-то удивительным спокойствием. За все время пребывания в Катманду и многочасовые поездки по Непалу, я ни разу не видел нервного или вспылившего водителя. Даже если он был не прав или кто-то другой нарушал весьма условные правила в потоке движения, водитель в худшем случае мог посигналить, но я ни разу не слышал ни единого слова проклятия, из уст человека за рулём.
- У меня всегда с собой было как минимум три, а то и четыре камеры, и тут я часто вспоминал восьмирукого Громозеку из Тайны Третьей Планеты, поэтому мне выделяли место рядом с водителем, для лучших кадров, а в моем мозгу, с учётом левостороннего движения, я и был водителем. Выскакивающие на тебя со всех сторон мотоциклисты и велорикши, ручейки пешеходов и автобусы, велосипедисты и просто лежачие собаки, вынуждали меня машинально вдавливать в пол воображаемые педали, да так, что я боялся продавить дно у бедной ржавой коробчонки, так и не доехав до места назначения.
- Вообще изначально я планировал ходить по Катманду только пешком, но все-таки это город с миллионным населением, поэтому, чтобы максимально эффективно использовать и без того небольшое время проживания в Катманду, мы несколько раз брали такси, для перемещения из одного значимого места в другое. О самых важных и интересных местах я, вскоре, расскажу в следующей части моего огромного повествования. С большим волнением и интересом отвечу на ваши вопросы.