Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Меня травили в школе

Меня травили в школе

Почему?

Потому, что все началось еще в начальной школе, когда авторитарный учитель, которая при малейшей ошибке или помарке громко стучала указкой по столу, проходя между рядами, или кричала так, что вздрагиваешь, сидя за партой. Однажды, один из детей даже написал в штаны, потому что боялся отпроситься в туалет, учитель часто уходила на больничные и нас передавали другим педагогам, мы много пропускали и имели слабые знания, найдя «козла отпущения» учитель посчитала, что именно моя мама рассказала директору школы, что «она часто болеет и совсем нас не учит и теперь ее сократят» и высказала свои предположения в утвердительной форме при всем классе. Меня стали обзывать «стукачом» и травить, придумывать небылицы, а учитель этому способствовала и всячески поддерживала травлю. Я боялась сказать об этом маме, потому, что считала, что должна справиться сама, мы подтягивали с ней математику, а когда я осторожно спросила не говорила ли она чего директору, выяснилось, что конечно не говорила, потому, как она тоже привыкла решать проблемы сама, работать и выполнять кучу задач, некогда жаловаться, тем более, что проблему бы это не решило тогда точно, а вот совместные занятия уроками очень помогали и уровень знаний мы вытянули до высокого.

С учителем поговорили, все решили, но процесс уже был запущен, теперь появился повод продолжать, основной зачинщик всегда был один, антилидер, которого слушались все, подчинялись, никто не мог ему ничего сказать против. Уже потом появлялись другие причины травли - умная, трудолюбивая, красивая, смелая, успешная, семья небогатая, отказалась пробовать выпивать и курить как все, потому что уже тогда знала, что тогда я буду не я, хорошая учеба и гордость мной моими родителями были моим приоритетом, человеческие черты, доброта и великодушие, цена слова, ответственность и решимость, целеустремленность, осознанность, системность, аналитичность, умение четко считывать состояние и настроение людей вокруг, уже тогда у меня были цели, к которым шла, я видела смыслы и имела принципы, была старше своего биологического возраста. А это нравилось не всем.

Ситуаций было много, помню, однажды, на физкультуре уже в классе седьмом или восьмом учитель придумал упражнение для нас, подростков - прокатиться на спине друг друга, а мне достался партнер очень неопрятная девочка из неблагополучной семьи, от которой всегда очень неприятно пахло, ее сторонились, а тот антилидер при каждом удобном случае проявлял физическую агрессию к ней, она должна была проехать на моей спине, а затем я на ее… Одноклассники довольно потирали руки и посмеивались. Я отказалась выполнять упражнение, а учитель стал заставлять, я запомнила фразу учителя - «да вы мне обе, как вот эти две лавочки, мне на вас обоих безразлично». Отказ с моей стороны был твердым не смотря ни на что…

Если до этого в мою сторону только была вербальная агрессия и игнор, максимум отобрать вещь и припрятать, специально сесть на мое место, то теперь после этого случая, я же «авторитет» учителя посмела «подорвать» и отказалась выполнять упражнение», на большой перемене меня заперли в классе, одна девочка стояла «на стреме» и караулила дверь, другие четверо стали нападать, не знаю откуда у меня, такой тогда внешне худенькой, хрупкой девочки взялось столько силы, но я сразу раскидала всех и не дала себя в обиду.

После этого ко мне больше никто не подходил, но постоянно садились за моей спиной, чтобы спрашивали меня чаще, внимательно слушали мои доклады на уроках, я же была отличницей, хоть и медаль ни золотую, ни серебряную не получила, была в совете школы в старших классах и выезжала на сборы, там я была интересной и со мной все хотели общаться.

А где же были учителя, администрация школы спросите вы, все молчаливо закрывали глаза и молча соглашались с происходящим, однажды, в открытом столе нашего классного руководителя одноклассники нашли «психологические» характеристики (школа была небольшая сельская и конечно никакого психолога у нас не было), которые она составила на каждого ученика и прочитали вслух, там были объяснения причин поведения каждого ученика класса, все причины она их связывала с семейным воспитанием, как констатация факта, но, к сожалению, не было никакой реальной работы по предотвращению такого нежелательного поведения и его корректировке.

Все можно было предотвратить и пресечь сразу и на корню, заниматься профилактикой, давать смотреть чудесные фильмы на эту тему, лучший, на мой взгляд, на тему буллинга еще советский фильм Ролана Быкова «Чучело».

К вопросу об обидах, мести и возмездии, жизнь всегда все расставляет все на свои места, как говорил великий Юрий Никулин «Никогда не мстите подлым людям. Просто станьте счастливыми, и они этого не переживут». Через год мы с одноклассниками уже встретились на вечере встреч, кто-то ушел после 9-го класса, одноклассник пригласил на медленный танец, все культурно общались за общим столом, к тому времени они уже наслышаны были о моих успехах, а через несколько лет, во времена студенчества, я случайно увидела, как в пьяной толпе бьют того самого зачинщика-одноклассника, пьяны были все участники, другие стояли и молча с безразличием наблюдали за происходящим, а я трезвенник по жизни тут же, что было силы заорала - «это мой одноклассник - не трогайте его», это спасло ему жизнь и здоровье, толпа тут же расступилась, и даже мысли не было не помочь и страха за свою жизнь тоже не было, была уверена, что смогу помочь и сделала это сразу, не задумываясь, не могло быть иначе… Я просто не смогу пройти мимо чужой боли.

«Главное в жизни всегда оставаться человеком», сколько бы боли не пережила в своей жизни сама - я всегда этим человеком оставалась и остаюсь собой. Меня закалили все эти ситуации, рос и креп мой внутренний стержень, я получила прекрасное воспитание, образование, без этих ситуаций я не стала бы той, кто я есть сейчас. Недавно у Алексея Ситникова, доктора психологических и философских наук, услышала фразу про пружину, чем сильнее она была сжата в детстве, тем больше сил и ресурсов для ее отжатия в будущем, очень много сильных, талантливых, успешных людей еще в детстве столкнулись с многими трудностями и справились с ними, эта закалка остается на всю жизнь, и, в том числе, формирует то самое чувство, когда «не все равно», небезразличие, человечность, честность и правильность, порядочность, желание делать все на совесть и давать больше, понимание и знание с чем сталкиваются люди, что чувствуют, когда остаются один на один с проблемой, думают что выхода нет, и как эффективно и быстро можно помочь.

О теме буллинга не принято говорить, стыдно, страшно, больно, тревожно, если говорят, то шепотом, мало, осторожно…Очень радует, что сейчас эту тему стали чаще освещать, а между тем, более 90% детей и взрослых в той или иной степени сталкиваются с темой травли, и потом, уже, во взрослой жизни, они часто имеют трудности с отстаиванием себя и своих границ, самооценкой, ростом в карьере и финансах, проблемы со здоровьем ментальным и физическим, трудности во взаимоотношениях с партнерами, коллегами, созданием семьи, доверием, реализацией своих проектов, открытии и развитии своего дела, постановке и достижении целей, сужением мышления и иллюзией отсутствия возможностей, мыслями, что ничего не возможно изменить, депрессиями и многими другими проблемами.

Защищайте себя и своих детей, не молчите, выходите на другой уровень, если нет отклика у учителей и родителей детей зачинщиков и организаторов травли, никто не имеет права унижать честь и достоинство вашего ребенка и вас независимо от статуса и положения в обществе. Учителям, воспитателям, руководителям и всем людям хочу пожелать небезразличия, отношения ко всем детям, как к своим, уважения к людям, независимо от их профессии и положения в обществе, не делай другим того, чего не пожелаешь себе и своему ребенку.

В каждом человеке целый мир, только умей его разглядеть. Пока мы живы у нас есть силы и возможности все исправить, не проходите мимо чужой беды, заметьте, остановитесь и уточните нужна ли помощь и чем можно помочь. Делайте благие дела. Страдают при буллинге все, также и дети-наблюдатели, ведь культивируется страх быть на месте изгоя, поэтому дети молчат, а порой и начинают поддерживать, класс закрытая система, где все роли четко распределены.

Ребенок должен знать о своих правах, уметь себя защищать и говорить: «со мной так нельзя», «мне это не нравится, я не позволяю со мной себя так вести».

Много раз на протяжении всей своей жизни предотвращала травлю в различных коллективах и она уходила безвозвратно, потому, что мне не все равно и все в наших силах. Работала часто с последствиями травли с клиентами взрослого возраста, сформированным синдромом «маленького человека» с мыслями «да кто я такой чтобы…и ничего уже не исправить». Помните - «никогда не поздно сделать свое детство счастливым».

Внимание друг к другу, небезразличие, человеческие качества, желание ситуацию изменить, а не только лишь центрация на себе и своих проблемах, помогут решению многих проблем в обществе. Из любой ситуации есть выход, все в наших силах и возможностях!

А вы сталкивались с темой буллинга? Как справлялись?

Автор: Самохина Кристина Владимировна
Психолог, Бизнес-тренер

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru