С праздником, уважаемые читатели! Каждому приходилось сталкиваться с несправедливостью. Но святым тоже приходилось переживать несправедливые по отношению к ним поступки. И не только при жизни, но иногда и после смерти. Память о них сохраняется столетия, и не всегда потомки оценивают по достоинству их подвиги. Примеров таких несправедливостей много. В этом материале - рассказ об иконах праведной Иулиании Лазаревской Муромской. Церковная форма ее имени соседствовала в литературе с обиходной (Ульянея), в современной форме это имя известно как Ульяна. Лазаревская Муромская она потому, что селение Лазаревское, близ которого было поместье ее мужа, рядом с городом Муромом.
Жила она в шестнадцатом веке, умерла в начале семнадцатого, в самом начале Смутного времени. Из богатой семьи, но осталась сиротой в шесть лет и воспитывалась у разных родственников, некоторые из которых смеялись над ней за ее любовь к молитве и постам. Желание ее пойти в монастырь никто не учел, и отдали ее замуж. В селении Лазаревском прошла ее жизнь. Родив тринадцать детей, она пережила большую часть из них. Особенно тяжко для нее было, когда слуга (а она всегда относилась к слугам, как к своим близким) убил ее сына из-за денег, которые тот вёз. Эта несправедливость, неблагодарность слуги нанесла ей душевную рану. Снова захотела она уйти в монастырь, но муж ее не отпускал, потому что ему без нее было еще тяжелее пережить эту трагедию и продолжать воспитывать младших детей.
Ее нищелюбие особенно отмечается в ее житии, написанном одним из сыновей. Казалось бы, это такой житийный штамп, но именно для этого периода времени такое поведение было нехарактерно. Вспомним, что Смутное время началось после правления Ивана Грозного, в которое жизнь была сурова и беспощадна ко многим именно богатым семействам. Современники с ужасом отмечали, что вместо того, чтобы делиться с голодающими хлебом, богатые семьи выгоняли даже слуг, чтобы те кормились сами, как могли. Поэтому подчеркнутое в житии святой Иулиании Лазаревской желание раздавать деньги и хлеб голодающим, ее помощь слугам и поддержка бедных семей выделялись на фоне общей исторической картины и делали ее особенной. На современных иконах это отмечается с помощью изображения хлеба в ее руках.
Но это еще и Хлеб вечной жизни - Христос. Через помощь нищим она обрела Бога, поэтому держит она хлеб на иконах на плате, как святыню.
Однако самое главное в ее жизни и спасении - это все же молитва. Когда она уже умирала, то лежа на постели все время молилась и объясняла близким, что Бог от больного не требует никаких подвигов, только молитвы. Поэтому святую изображают с лестовкой (приспособление для счёта молитв).
Изображается святая и на фоне храма в селе Лазаревском. Естественно, это храм во имя святого Лазаря Четверодневного. Связано это не просто с желанием привязать ее образ к месту жития, но с одним из значимых событий в ее жизни. Во время мора, голода и сильных морозов, случившихся между 1593 и 1598 гг., она не ходила в храм, потому что раздала нищим деньги, которые ей дали сыновья для покупки теплой одежды. Однажды священник на службе в храме услышал голос от иконы Богородицы: «Шед, рцы милостивой Ульянеи: что в церковь не ходит на молитву? И домовная ея молитва богоприятна, но не яко церковная. Вы же почитайте ю, уже бо она не меньши 60 лет, и Дух Святый на ней почиет». Священник пришел к святой и рассказал о случившемся, но она запретила ему рассказывать об этом еще кому-то. Однако ходить в храм стала постоянно.
На первом примере - храм в Лазаревском, а на небе - образ Богородицы, от которого и услышал голос священник. Это образ Божией Матери "Муромская".
На втором примере - храм в Лазаревском, а на заднем фоне белым цветом изображен храм святителя Николая в Муроме, где почивают ее мощи в настоящее время. На воздухе - деисус, моление ко Господу, икона Его в центре. Слева образ Муромской Богоматери, справа - святителя Николая. Святая особенно его почитала и в самых тяжелых случаях обращалась именно к нему.
И еще одна несправедливость по отношению к святой, произошедшая уже после ее смерти. Хотя почитать ее стали почти сразу после смерти (всего-то десять лет прошло, и обрели ее мощи), но в начале девятнадцатого века Владимирский и Суздальский епископ запретил ее почитание. Прекратились церковные молитвы к ней, убрали из храмов иконы. Но в шестидесятые годы этого же века епископ Филарет (Гумилевский) написал книгу о святых, куда включил и праведную Иулианию, и почитание ее возобновилось. Но святая так и считалась местночтимой до семидесятых-восьмидесятых годов двадцатого века. Поэтому сохранилось немного ее древних образов, обычно рядом с другими муромскими святыми.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!