Найти тему
Тест Опросыч

Почему булгаковский мастер «вдруг» выиграл в лотерею, когда это было почти невозможно

Оглавление

И ведь выигрыш был просто колоссальным.

Воланд говорил, что кирпич никому на голову просто так не упадет.

А огромный выигрыш? Тем более.

Так почему же самый простой архивный работник вдруг взял и выиграл большие деньги в лотерею? У него не было знакомых, которые бы ему «подсуропили счастливый билетик». А в особой удачливости он замечен не был.

Причин этакого необычного, на грани фантастики, везения могло быть как минимум три.

Кадр из фильма Владимира Бортко «Мастер и Маргарита»
Кадр из фильма Владимира Бортко «Мастер и Маргарита»

1. Причина светлая

Можно предположить, что Михаил Булгаков в романе хотел показать: светлые силы были заинтересованы в книге, которую в итоге написал мастер.

Ведь этот человек имел много характеристик, чтоб стать автором именно такой книги:

  • он был историком, причем интересовался как раз тематикой, которой касалась книга;
  • он был творческим человеком;
  • он был углубленным в себя меланхоликом и не отвлекался на внешние раздражители.

Потому ему и создали все условия, чтоб он «службу в музее бросил и начал сочинять роман».

Кадр из фильма  Бортко «Мастер и Маргарита»
Кадр из фильма Бортко «Мастер и Маргарита»

2. Причина темная

Однако и темные силы могли иметь на мастера свои планы.

Доказательствами того, что события жизни мастера были направлены темными силами в нужное им русло, служат, например:

  • обстоятельства получения приза – «я сунул руку в корзину с гpязным бeльем и смотрю: на ней тот же номер, что и в газете!»;
  • акцент книги мастера не на Иешуа, но на Понтии Пилате.

Да и книга у мастера, если анализировать глубоко, была лишь вольной фантазией, так сказать, «по мотивам».

Люди, читавшие Новый Завет, наверняка найдут поводы для критики творения мастера. Чего стоят только слова о том, что за Иешуа ходил лишь один человек. Прочтите Библию – таких людей были целые толпы;

  • последняя история в романе Булгакова. Речь – о том, как Воланд со свитой перевезли мастера с подругой в некое измерение в домик, так понравившийся Марго. Будет ли этот дом их пристанью счастья, умиротворения и гармонии? Сильно сомневаюсь. Подробнее об этом читайте мой Дзен-пост «Остались бы вместе мастер с Маргаритой, если б не Воланд?».

3. Причина реальная

На самом деле, конечно же, причина была проще: Булгакову нужно было как-то оправдать, почему мастер столько времени сидел в своем подвальчике над книгой, не занимаясь официальной работой и вообще никак не отвлекаясь на внешние события.

Чтоб иметь столько свободного времени в СССР тех лет, надо было быть… ну, разве что пенсионером либо инвалидом. Но Михаилу Афанасьевичу нужен был герой молодой и более-менее здоровый – все же у писателя намечались планы на то, чтоб связать его с Маргаритой. Связь же двух пенсионеров или, тем более, пенсионера с девушкой была бы для романа, мягко говоря, так себе.

Кадр из фильма  Бортко «Мастер и Маргарита»
Кадр из фильма Бортко «Мастер и Маргарита»

Либо был вариант задействовать мастера на какой-то непыльной работе вроде его архива. Однако даже такая работа, не отнимавшая у него особо много времени, все равно бы лишала мастера сил. Да и на Маргариту он настолько не отвлекался бы – ведь она как мадам замужняя приходила к нему исключительно в рабочее время, пока ее собственный «благоверный» трудился. И вообще мастер был натурой цельной и не мог разрываться между разными тематическими планами.

Да и получить деньги в наследство он не мог, поскольку жил уединенно, ни с кем не общался, в том числе ни с какой родней.

И вообще в СССР тема наследства была слегка, скажем так, осложнена:

  • если речь шла о настолько больших деньгах, какие получил герой, то они должны были остаться у его предка с дореволюционных времен. Как вы понимаете, в этом случае официально получить их в наследство он тогда точно не мог;
  • а если бы получил неофициально, допустим, старый дядюшка приехал из Европы и передал ему купюры из рук в руки, то у мастера были бы серьезные проблемы. Ведь окружающие заметили бы, что он живет «не по доходам». Не просто же так ильфо-петровский Александр Корейко не мог позволить себе тратить свои миллионы, живя на мизерную зарплату конторского служащего.
Кадр из кино  Бортко «Мастер и Маргарита»
Кадр из кино Бортко «Мастер и Маргарита»

Подобный сюжетный ход встречался в книге братьев Вайнеров «Эра милосердия и в ее экранизации Станиславом Говорухиным «Место встречи изменить нельзя».

Там простой сотрудник МУРа выиграл в лотерею тоже со строгой целью авторов: показать, как деньги портят человека. Ведь это именно он струсил при поимке Фокса и подставил товарища, которого Фокс и пpикoнчил.

В противоположность ему другой сотрудник МУРа выиграл автомобиль и пожертвовал его «Осоавиахиму».

При этом, заметьте, первый из них получил на руки 50 000 руб., второй – авто. А мастер сразу бац – и, «представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей». Ну, уж очень много...

___________

Словом, было как минимум три причины этакого везения мастера. Лично я мечусь между третьей и второй. А как считаете вы, уважаемые читатели: с какой стати мастер вдруг ни с того ни с сего мог выиграть столько денег в лотерею?

И в продолжение темы читайте Дзен-посты «Дома, где жили булгаковские мастер и профессор Преображенский», а также «Маргарита была не только романтичной музой, но и мажорной лентяйкой на шее у мужа».