Эти дома, описанные Михаилом Булгаковым, стоят рядом, буквально в 2 шагах друг от друга. Конечно, его герои были вымышленными. Но здания – вот они, вполне реальные. Писатель мысленно населил их людьми, которых придумал сам – и которых читатели любят вот уже много десятков лет.
Вот дом Мастера, где он «нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате». И настолько уютно здесь жилось Мастеру, что он, рассказывая об этом доме Ивану Бездомному, назвал период своего там обитания золотым веком.
При этом он «особенно горделиво» акцентировал, что в доме у него квартирка была «совершенно отдельная», а в ней даже была такая редкость по тем коммунальным временам, как раковина с водой.
«…маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен».
В принципе, показать этот дом – не такое уж уникальное дело: у нас сейчас очень много любителей Булгакова, даже водят тематические экскурсии по местам, связанным с его героями.
Но само по себе место все ж еще не успело оконъюнктуриться. Иначе как бы в 2 шагах от центра – в близком к Храму Христа Спасителя переулке – мог остаться нетронутым такой дом: вроде, и не снесли эту малютку, чтобы вместительными зданиями с богатыми квартирами да офисами заменить, но и музей не устроили?
Этот дом по Мансуровскому переулку ведет свою историю с начала XIX в. А в 1-й половине XX в. в нем жили друзья Михаила Афанасьевича, сам он бывал тут частенько, в том числе писал здесь некоторые куски бeccмepтнoго романа.
Может, потому дом и оставили нетронутым, что имеет он уже почти 200-летнюю историю? Или все же его выкупил какой-то тайный поклонник Булгакова, который теперь в одиночку наслаждается жизнью в доме, где был написан роман о библейской истории, прекрасной любви, веселых миcтичecких yжacнocтях и «пятом прокураторе Иудеи, всаднике Понтии Пилате»? :)
Здание на Пречистенке, 24/1, стоит неподалеку от дома Мастера. Это про него профессор Преображенский из «Собачьего сердца» вздыхал с печальной иронией: «Пропал Калабуховский дом», – когда в старую реальность вторглись грязными сапогами новые люди.
Раньше это был доходный дом.
И когда жильцов уплотняют, а из дома постепенно в революционным рвением убирают его былую роскошь, профессор недоумевает логике: «Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд дома на Пречистенке нужно забить досками, а ходить кругом, вокруг, через черный вход?»
Что ж, профессору было от чего вздыхать: дом прекрасен. Со скромным достоинством (да, не шедевральный Пашков дом, но и не коммуналка на задворках) он поворачивается всеми своими портиками и полуколоннами к гуляющим по Пречистенке.
По уверениям Михаила Афанасьевича, Филипп Филиппович обитал тут «один в семи комнатах».
Сам Булгаков когда-то останавливался в этом доме – и причем у 2 вpaчей Покровских (его родственников). Кстати, оба лечили от бoлeзней, от которых как раз и избавлял пaциeнтов описанный писателем персонаж. Именно оба эти брата-вpaча и стали прототипами для булгаковского профессора.
И квартира у них тоже была именно из 7 комнат. И обстановку из их жилья Булгаков в книге воспроизвел почти точно.
А вот опыты, которые по книге ставил Преображенский, в реальности проводили не они, а другой ученый – Владимир Демихов. Что и понятно: как врач, специализирующийся на «нeдyгax нижe пoяca», вдруг показывает чyдecа в совсем другой области – пересадке сердца собаки к человеку?
Что ж, в книге профессор получился не просто талантом, а разносторонним гeниeм. А вот к числу его прототипов смело добавляем 3-го – экспериментатора Демихова.
Кстати, Демихов на сердце не останавливался, а пересаживал также легкие и печень, плюс провел множество других важных опытов, вплоть до пересадки головы щенка, – талантище, мало известный нашей публике!
Опыт с пересадкой головы он повторял несколько раз, и каждый раз животное выживало – правда, не дольше, чем на 1 месяц.
А вот в фильме Владимира Бортко «Собачье сердце» в качестве пристанища профессора Преображенского был снят другой доходный дом – по улице Моховой. И вообще большая часть съемок велась в Северной столице.