Найти тему
Логист со стажем

Логистика e-commerce на пальцах #2.2. Правила и принципы применения параметров при выборе оператора доставки.

Оглавление

Всем привет!

В предыдущем материале мы рассмотрели параметры, по которым необходимо выбирать для онлайн-проекта оператора доставки. Материал можно почитать по ссылке:

И раз уже мы с вами знаем параметры, то настала пора нам научиться эти самые параметры применять.

Потому как мало знать, какие продукты понадобятся для борща, нужно еще знать и уметь их приготовить. Нарезать определенным образом в определенных пропорциях. Естественно на свой вкус добавить специи.

Логистика e-commerce, это конечно же никакой нам не борщ, но можно так "намешать", что ваши посылки если и уедут, то совершенно не туда, куда нужно. Тут я немного утрирую, но настоятельно рекомендую тщательно подходить к выбору оператора доставки.

Какие же принципы при выборе оператора доставки можно выделить?

-2

Экономичный

Это самый быстрый и простой метод определения оптимального перевозчика для вашего онлайн проекта. К сожалению, в то же самое время он и самый неточный, и если вы сделали свой выбор на небольших объемах, то в последствии можете почувствовать всю тяжесть экспресс выбора.

Методика отбора по экономичному принципу лежит на поверхности, то есть в названии метода. Мы выбираем самую недорогую доставку и не смотрим на сроки доставки, на SLA, репутацию и отзывы.

Если мы выбираем данный метод, значит ситуация в нашем онлайн-проекте следующая:

  • небольшие объемы отгрузки (проект только начал работу)
  • товар малогабаритный
  • товар нехрупкий и безопасный для процесса перевозки.
  • товар недорогой
  • нужно быстрое включение оператора доставки для начала реализации товара
-3

Для того, что бы промониторить операторов доставки по методу "Экономный" нам понадобится от них:

  • тарифный план для рабочего объема отгружаемых заказов интернет-магазина ( по сути этот тариф должен быть "зашит" в основное коммерческое предложение от перевозчика);
  • стоимость РКО (расчетно-кассового обслуживания) - обычно 1%
  • стоимость эквайринга (около 3% от вносимой суммы);
  • стоимость возврата заказа в случае невыкупа (в ПВЗ / при доставке курьером) - по стоимости равен 100% стоимости прямого отправления;
  • стоимость забора ваших заказов с вашего склада (если вы не планируете привозить заказы на адрес перевозчика);
  • размер страховки - в% от объявленной стоимости заказа;
  • стоимость СМС оповещения получателя;
  • прочие дополнительные платные услуги (объемный вес, надбавка за плотность, примерка, частичный выкуп, доставка в выходной и т.д.).

Все эти величины нужно просуммировать и понять какой же будет окончательный размер оплаты за доставку. Желательно вывести стоимость доставки среднего заказа, если есть такая статистика. Это и будет средний показатель доставки, который должен лечь в итоге в вашу экономику и от него возможно изменится и наценка и стоимость логистических услуг.

Например, у перевозчика основной тариф 50 руб/кг. Средний вес вашего интернет заказа составляет 5 кг. Итого по основному тарифу стоимость доставки будет равна 250 руб/заказ. Средний чек заказа составил 3000 рублей, 20 % из которых это наценка товар (ваша прибыль). Итого 600 рублей вы зарабатываете с заказа, но из них 250 рублей отдаете на логистику, итого 350 рублей - прибыль. Вроде бы все пока по плану, но не торопитесь. Сюда не включены пока что дополнительные услуги. Это "по грубому еще рублей 50" набежит (зависит от того, будете ли вы страховать и использовать оплату при получении, а так же какого рода у вас товар - от этого будет зависеть и процент возврата при невыкупе). Внимание - в этот расчет не включены затраты на упаковку и складскую логистику, а так же закупочную. Наценка тут подразумевается уже рафинирована от остальных затрат.

Уже в зависимости от того, устраивает ли вас такой расклад с прибылью, вы изменяете наценку или стоимость доставки на вашем сайте - до комфортных для вас и покупателей условий.

Если вы пошли по принципу "Экономный", то необходимо данную процедуру (выведение средней стоимости доставки), произвести для всех компаний, которые вошли в ваш шот-лист. Далее предполагается совершенно простая процедура - сравнение средних показателей стоимости доставки (со всеми "допами") между собой и выявление наиболее привлекательных условий.

Конечно же, принцип Экономный предполагает сравнение экономической составляющей, но я все таки всегда рекомендую смотреть на несколько параллельных параметров, что бы потом не сесть "в лужу" и не платить дважды, как это делает любой скупой персонаж.

Например, при сравнении стоимости, не лишним будет запросить и сроки доставки для наиболее важных стратегических направлений ваших продаж, ну и естественно на весогабаритные ограничения при доставке, что бы не оказалось, что торгуя рулонными шторами, вы не сможете отправлять через ТК свой самый ходовой товар - который не подходит по длинной стороне (если у товара 1,5 м сторона, а ограничения у ТК - 1,2 м).

Экономный метод доставки используют чаще всего тогда, когда наценка на товар минимальная и любые издержки ведут к прибыли равной нулю, а при высокой стоимости доставки (даже при высочайшем качестве прочих параметров), торговля будет производится в минус для продавца.

Если рассматривать больше параметров, то вы уже будете действовать по принципу Smart. Именно данный принцип предполагает сравнение до 30 показателей каждого оператора доставки, который попадет в ваш список претендентов.

Smart

-4

Этот метод являет собой целью максимально полно показать все возможности оператора доставки. Так сказать, прощупывает все "подводные камни", но в то же время нацелен на то, что бы оптимально мониторить только те данные, которые действительно необходимы для взаимодействия перевозчика с интернет-магазином.

Данным методом мы рассматриваем такую ситуацию, когда есть интернет-магазин, который пытается выстроить продуманный сервис для своего клиента.

Имеется ввиду наличие на сайте удобного сервиса для оформления возвратов, возможность продажи в интересующие регионы, полноценную обратную связь по местоположению заказов удобный платежный сервис и прочее.

-5
Отдельно Smart методу посвящу одну из следующих статей, а в этой просто приведу пример такого применения на практике.

У вас интернет-магазин мебели, которую вы хотите реализовывать в своем и соседних регионах. В этом случае вам желательно выбирать из операторов доставки, которые имеют в своем арсенале следующие параметры:

  • ограничения на весогабаритные характеристики отсутствуют или очень большие, что бы их достичь;
  • способ доставки должен предполагать в основном курьерскую доставку с возможностью подъема на этаж и сборки изделий;
  • тариф на доставку должен быть не выше среднего по рынку;
  • возвратная логистика одна быть хорошо организована, потому как товар категории мебель очень болезненно путешествует более одного рейса, тем более, что если изделие собиралось и было изъято из транспортных упаковок, должен существовать сервис упаковки, который будет снижать риск брака при транспортировке;
  • наличие возможности выбора способа оплаты (картой при получении, наличными при получении, СБП, рассрочка и т.д.);
  • наличие репутации компании с бережной доставкой крупногабаритов

Если у вас создалось впечатление, что здесь как раз случай узкоспециализированного метода, то спешу парировать - отнюдь.

Узкоспециализированный

Данный метод отличается от Smart тем, что транспортные компании, которые под него подходят имеют в своем арсенале специальную технику, которая не представлена в большинстве транспортных компаний, специализирующихся на курьерской доставке или доставке сборных грузов.

-6

К такой специальной технике могут относится:

  • автомобили для перевозки продукции в низкотемпературном режиме;
  • автомобили для перевозки ювелирных и прочих особо ценных изделий;
  • автомобили для перевозки различных классов опасных грузов;
  • транспортные средства предназначенные для передвижения по труднодоступной местности.

Метод в случае такого подбора уже будет состоять из поиска именно узкоспециализированных компаний или компаний, которые в своем составе такие подразделения содержат, а уже потом необходимо сравнивать внутри образовавшегося списка, согласно своим требованиям.

Отличие от других методов подбора перевозчика, в данном случае состоит в том, что здесь не может быть отклонений. Если нужна машина, которая сможет поддерживать минус 18 град Цельсия, то искать нужно компанию именно с такой техникой. Если вам необходимо перевозить опасные грузы 1 класса, то необходимо искать компанию, которая владеет именно техникой для перевозки данного класса опасности. И если в случае подбора по принципу Smart, каким то параметром можно пренебречь, если есть преимущество в других определяющих параметрах, то в случае с узкоспециализированным методом такое не сработает, так как ошибки при выборе могу привести к большим экономическим потерям, а еще хуже - к причинению вреда окружающей среде или вообще, здоровью человека.

В следующем материале разберем подробно инструменты, которые необходимы при подборе по методу Smart.

Следите за публикациями.

Продолжение следует...