В Великобритании на днях завершился второй конкурс The Leafies, в котором разные чаи соревновались в разных номинациях. Результаты конкурса уже опубликованы на сайте проекта, только нужно немного вниз пролистать. Ну и компании, систематически и практически профессионально занимающиеся участием в конкурсах на стороне потребительской чайной культуры — ланкийская Lumbini, например — вовсю уже хвастаются в соцсетях своими наградами.
Среди десяти чаев, получивших золотые медали, четыре японских, два индийских, один новозеландский, один цейлонский, один тайваньский и всего один китайский материковый чай. Полное несоответствие структуры победителей конкурса реальной структуре мирового чайного рынка и мировой чайной культуры, конечно, впечатляет — но ни капли не удивляет. Слабая репрезентативность является органической проблемой подобных конкурсов, за два года ее не то чтобы преодолеть, а даже немного залакировать проблематично.
Я, кстати, не уверен, что эта проблема в принципе разрешима. Силой в такие конкурсы никого не загонишь, времена не те. А для добровольного участия в таких конкурсах или должен быть практический смысл, или они должны быть прикольными. Прикольность отметаем сразу, там все на жутко серьезных щах, все типа солидно и профессионально. Ну а практический смысл участия в таких конкурсах штука, конечно, очень спорная.
Не, я не перестану говорить, что такие конкурсы — это неплохая площадка для разных молодых чайных проектов, хотя тут тоже все не очень однозначно. У того же The Leafies после прошлогоднего старта вряд ли могли бы появиться убедительные истории успеха, вписанные в конкурс. Ну типа там чай победил на конкурсе — и проект резко взлетел. А вот у французских «Чаев мира», которые в этом году проводятся, кажется, в шестой раз, такие истории могли бы уже и появиться. Но их нет.
В конкурсах, безусловно, участвуют успешные для своего масштаба проекты, типа упомянутого уже Lumbini или новозеландского Zealong — но с этими проектами и без конкурсов все совсем неплохо. Ланкийцы, как заведенные, колесят по всему белому свету и активно разыгрывают карту крутого цейлонского чая. Новозеландцы берут экзотичностью и работой одновременно в винной и тайваньской стилистиках. Ну и так далее. А чистых конкурсных историй успеха пока нет. И, несмотря на молодость конкурсов, уже совершенно понятно, что пропуском в профессиональный и коммерческий рай эти конкурсы не являются.
Так что набор участников там всегда будет очень странным и результаты тоже будут вызывать вопросы. Впрочем, менее интересными конкурсы от этого становиться не будут. Да и вообще — наши французские и английские коллеги успешно раскручивают производителей и продавцов чая на то, чтобы те присылали им чай на попробовать, да еще и платили за это деньги. И потом еще устраивают разную торжественную движуху и снимают прикольные ролики. Молодцы, чего уж там, завидую не то чтобы белой завистью, но точно не черной. Светло-серой, во!
Кстати. В конкурсном ролике вовсю светятся чайники с длинными, кривыми и тонкими носиками. Их еще Gooseneck Kettle называют, чайники с гусиной шеей. Фишка этих чайников в том, что они льют воду медленно и печально. Такие чайники отлично подходят для заваривания кофе в воронке, очень у них динамика истекания жидкости под это дело хорошо заточена. И, с подачи кофейщиков, эти чайники стали считаться одним из профессиональных инструментов.
За кофе не скажу, а вот для профессионального тестирования чая это инструмент совершенно не подходит. Это, наоборот, инструмент неуверенного в себе новичка. Потому что его аккуратный и неторопливый слив действительно удобен при работе с небольшими объемами жидкости — а стандартная титестерская пара, напомню, вмещает всего около 120-130 миллилитров воды. Вот только к работе с обычным чайником, который льет кипяток нормальной струей и быстро, можно запросто приноровиться и тоже работать с ним аккуратно. Если аккуратность вообще кого-то волнует на профессиональных тестингах, где все довольно быстро становятся немного чумазыми. А вот ускорить слив из чайника с гусиной шеей не получится. И их использование приводит к снижению темпов дегустации. Меня бы это раздражало, я бы такому чайнику носик свернул уже через полчаса работы.
Впрочем, мое раздражение — это мое личное дело. Но тут ведь есть нюанс. При серийных дегустациях заливание образцов чая кипятком из обычного чайника и слив настоя из заварника в пиалу занимают примерно одинаковое время. Это позволяет не очень запариваться на тот факт, что при заваривании нескольких образцов чая они заливаются кипятком не строго одновременно. Время засек, десять образцов залил, десять образцов слил, все четко, пара секунд туда-сюда погоды не делают. Применение же чайников с гусиной шеей сильно разбалансирует эту систему, потому что они тормозные. И для каждого образца чая нужно будет запускать свой таймер. А это полные вилы…
Я, конечно, понимаю, что у наших английских коллег, скорее всего, были какие-то обязательства перед спонсорами, поэтому они и светят такие чайники в ролике. И тестинг у них был не совсем индустриальный. Но вообще, на мой взгляд, использование этих гусиных шей не на шоу или в презентации, а в профессиональном тестинге производит очень непрофессиональное впечатление. И заставляет вспомнить термин «карго-культ».