Финляндия до декабря 1917 г. входила в состав Российской империи, поэтому молодые финские ВМС первоначально базировались на тех кораблях Балтийского флота, что были оставлены в Гельсингфорсе уходившими русскими. Большинство из них находились в плохом техническом состоянии, а некоторые были выведены из строя прежними владельцами. Кроме того, в конце Первой мировой войны на финских верфях находилось в постройке несколько сторожевых кораблей и вспомогательных судов для Балтийского флота. Вот эти отремонтированные или достроенные корабли и составили в 20-е годы ядро финского флота.
Так как при строительстве своих вооруженных сил Финляндия делала основной упор на развитие сухопутной армии, моряки долгое время получали средства лишь на поддержание в строю имеющегося плавсостава. Только в октябре 1927 г. в Финляндии приступили к постройке броненосцев береговой обороны, подводных лодок и торпедных катеров, которые к началу Второй мировой составили основу ВМС Финляндии.
Броненосцы береговой обороны типа «Vainamoinen» (2 единицы)
Водоизмещение 3.900 т. Размеры: 93х16.9х4.5 м. Двигатели: 2 дизеля общей мощностью 6.000 л с. Скорость 15 узлов. Бронирование: борт 50 — 55 мм, башни 100 мм. палуба 12,7 — 20 мм, рубка 120 мм. Вооружение: 4x254-мм орудия, 8x105-мм, 4х40-мм, 2х20-мм зенитки. Экипаж 330 человек.
Броненосцы по заказу Финляндии разработаны и построены немецко-голландской фирмой. «Vainamоinen» вошел в строй финского флота в декабре 1932, а «Ilmarinen» - в сентябре 1933 г. Так как корабли проектировались для Финского и Ботнического заливов, зимой сковывающихся довольно толстым ледовым покровом, обводы корпусов получили ярко выраженные ледокольные образования. Артиллерия главного калибра размещалась попарно в двух башенных установках в носу и корме кораблей. Для своих небольших размеров финские корабли несли довольно мощное зенитное вооружение: четыре спаренных 105-мм установки, четыре 40-мм автомата и два 20-мм автомата. Осенью 1944 г. на «Vainamоinen» количество 20-мм автоматов увеличили до восьми.
Броненосец «Ilmarinen» 13 сентября 1941 г. во время проведения операции «Нордвинд» подорвался на финских или немецких минах, и быстро затонул. «Vainamuinen» дожил до конца войны, а в 1947 был куплен Советским Союзом (назван «Выборг»), и служил до середины 1960-х гг.
Подводная лодка «Vesikko»
Водоизмещение: надводное — 254 т; подводное — 303 т. Размеры: 40,9x4,1x3.8 м. Двигатели: 2 дизеля мощностью 700 л.с., 2 электродвигателя мощностью 360 л.с. Скорость: надводная 13,1 узлов, подводная 8,1 узлов. Глубина погружения 90 м. Дальность надводная (при 13 узлах) 1.500 миль; подводная (при 5 узлах) 50 миль. Вооружение: 1x20-мм зенитка, 1 пулемет; 5х533-мм торпедных аппарата (3 носовых, 2 кормовых). Экипаж 19 человек.
Эта подлодка была спроектирована немецкими конструкторами на основе проекта подлодки типа UB.II периода Первой мировой войны. Построена в Финляндии по заказу Германии (по секретному соглашению между правительствами этих стран в обход Версальского договора). С апреля 1934 г. использовалась для подготовки немецких подводников. В январе 1936 была выкуплена Финляндией, и под названием «Vesikko» вошла в строй финских ВМС. 3 июля 1941 г. «Vesikko» близ острова Сомерс в подводном положении торпедировала советский транспорт «Выборг» водоизмещением 3.183 брт. Это было единственное советское транспортное судно, потомленное финскими подводниками. По окончании Второй мировой войны исключена из списков флота, а в 1962 превращена в корабль-памятник.
Подводная лодка «Saukko»
Водоизмещение: надводное — 114/130 т; подводное — 140 т. Размеры: 32,4x4,1x2.9 м. Двигатели: 1 дизель мощностью 200 л.с., 1 электродвигатель мощностью 120 л.с. Скорость: надводная 7,5 узлов, подводная 7 узлов. Глубина погружения ? м. Дальность надводная (при 8 узлах) 375 миль; подводная (при 4 узлах) 45 миль. Вооружение: 1x12,7-мм пулемет; 2х450-мм носовых торпедных аппарата; 9/6 мин. Экипаж 13 человек.
Эта лодка предназначалась для действий на Ладоге, и стала единственной в мире подводной лодкой, спроектированной не для моря, а для озера. Это и определило малое водоизмещение корабля. Проект был разработан германскими инженерами; для удобства транспортировки корпус подлодки выполнялся сборным из двух частей, вписывающихся в габариты железной дороги. В строй флота «Saukko» вступила в 1930 г.: в середине 1930-х гг. лодку модернизировали: заменили неудачный дизель и установили дополнительные цистерны. Надводное водоизмещение возросло до 130 т, а число принимаемых мин сократилось с девяти до шести. В годы войны «Saukko» находилась в Финском заливе; по окончании Второй мировой войны сдана на слом.
Подводные лодки типа «Vetehinen» (3 единицы)
Водоизмещение: надводное — от 495 до 600 т; подводное — 716 т. Размеры: 63,5x6,1x3.5 м. Двигатели: 2 дизеля мощностью 1.160 л.с., 2 электродвигателя мощностью 700 л.с. Скорость: надводная 13,5 узлов, подводная 8,5 узлов. Глубина погружения 75 м. Дальность надводная (при 10 узлах) 1.500 миль; подводная (при 4 узлах) 75 миль. Вооружение: 1x76-мм, 1х20-мм пушки; 4х533-мм носовых торпедных аппарата, 20 мин. Экипаж 29 человек.
Полуторакорпусные лодки спроектированы немецкими конструкторами на базе германской подлодки типа UB.III времен Первой мировой войны, строились в Финляндии. «Vetehinen» и «Vesihiiei» вступили в строй в 1930, а «Iku Tureo» - в 1931 г. В начале 1930-х гг. по тайному соглашению между правительствами Финляндии и Германии на этих лодках проходили подготовку немецкие подводники. 10 июля 1941 г. на мине, выставленной «Vesihiiei», подорвался латвийский пароход «Rasma» (3.204 брт), из-за повреждения выбросившийся на мель (впоследствии был добит немецким торпедным катером). 21 октября 1942 г. «Vesihiiei» из подводного положения потопила торпедой советскую подлодку С-7. В ночь на 27 октября «Iku Tureo» дала двухторпедный залп по советской подлодке типа «Щ» (по одним книгам по Щ-308, по другим Щ-320), и заявила о ее потоплении. Советские исследователи отрицают эту победу, считая, что Щ-308 и Щ-320 погибли по другим причинам. В полночь с 5 на 6 ноября 1942 «Vetehinen» в надводном положении протаранила советскую подлодку Щ-305, разрезав ее пополам. По окончании 2МВ Финляндии запрещалось иметь подводные лодки, и все три подлодки этого типа были сданы на слом.
Минные заградители и тральщики
В ВМС Финляндии имелось 8 минных заградителей специальной постройки, 6 из которых представляли собой старые российские корабли постройки 1915-1917 гг., а 2 – более новые, постройки конца 30-х гг. Еще 5 старых российских минзагов являлись переделанными в 1МВ в заградители из гражданскими пароходами. Один из специализированных заградителей погиб в шторм в 1941 г., два были потоплены в 1943 (советским торпедным катером, и самолетом), а четвертый в 1945 г. погиб на мине.
Так же в составе финских ВМС имелись 11 тральщиков (два постройки 1МВ, остальные –30-х гг.); из них в ходе войны было потеряно два. Кроме того, имелись 20 катерных тральщиков постройки 1930-1940 гг. + 9 катерных тральщиков, оставшихся от царского флота. Из этого числа 5 катеров подорвались на минах во время траления.
Канонерские лодки
Финский флот имел 4 канонерские лодки, которые к началу русской революции 1917 г. находились в постройке на финских верфях, и были захвачены финнами. После достройки корабли были введены в состав ВМС Финляндии. Поначалу канонерки несли российские орудия Обуховского завода, приготовленные для них еще во время 1МВ. Но в 30-е гг. 500-тонные канонерки «Hameenmaa» и «Uusimaa» перевооружили на 2х105-мм германские орудия, а 340-тонные «Karjala» и «Turunmaa» - на 2х75-мм. Зенитное вооружение 500-тонных канонерок составляли 2х40-мм и 1х20-мм зенитки, а 340-тонных – 1х40-мм зенитка (в ходе войны замененная на 3х20-мм автомата). В конце 1942 г. финны переоборудовали во вспомогательные канонерки два рыболовецких сейнера, поставив на них по 130-мм орудию и 3 зенитки.
Малые и вспомогательные корабли
В ВМС Финляндии имелись 24 торпедных катера, (4 – британской, 12 - итальянской, и 8 финской постройки по итальянскому проекту). В ходе войны в качестве трофеев финнам достались 4 советских торпедных катера типов Д-3 и Г-5 (3 захвачены в 1941, и 1 – в 1944 г.). Все катера несли по две торпеды и 1-2 зенитному пулемету. Скорости разных серий колебались от 26,5 до 48 узлов.
Кроме того имелось: 15 сторожевых катеров (2 германской постройки, остальные – финской) и 4 ледокола + 1 ледокол-плавбаза. В ходе войны в сторожевики переоборудованы 6 траулеров и 2 буксира.
Знаки различия и форма моряков флота Финляндии
Знаки различия нижних чинов, старшин и мичманов обозначались шевронами на левом рукаве; над шевроном крепились знаки воинской специальности (у старшин – золотого цвета). У офицеров знаки различия выполнялись в виде золоченых нашивок на рукавах кителей и шинелей; на кителях кроме этого присутствовали еще и погоны с такими же нашивками.
Форма моряков финских ВМС была фактически идентична британской. Офицеры и главстаршины носили фуражки, черные кители и белые рубашки с черным галстуком. Одеждой старшин и рядовых служили робы, джемперы с голубым хлопчатобумажным воротником, расклешенные брюки и ботинки. Головной убор матросов – темно-синяя бескозырка с названием корабля, написанным золотыми буквами на длинной ленте. С учетом сильных зимних морозов Севера практически все чины финского флота обеспечивались не только летней, но и специально утепленной зимней одеждой. В холодную погоду офицеры и главстаршины одевали двубортные шинели (два ряда пуговиц по шесть в каждом), а при сильных морозах меняли фуражки на каракулевые шапки. Старшинам для защиты от морозов выдавались двубортные пальто с капюшоном; рядовые матросы надевали утепленные бушлаты.
ПРИМЕЧАНИЕ: к большому сожалению иллюстраций, где бы изображалась форма именно финских, а не английских моряков, мне не удалось найти – кроме одной иллюстрации финского матроса в зимней утепленной робе. Поэтому я вместе с ней поместил здесь изображения британских моряков, форма которых (за исключением знаков различия) копировалась финнами.
2МВ. Армия Финляндии. Две войны
2МВ. Армия Финляндии. Форма и знаки различия
2МВ. Армия Финляндии. Стрелковое оружие
2МВ. Армия Финляндии. Бронетанковые части
2МВ. Финская армия. Награды Финляндии
Список других статей канала, посвященных морским темам, НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории