Еще одна такая дорама – и слово Disney напрочь перестанет ассоциироваться у тебя с волшебной сказкой.
На разрыв. Эмоциональный резонанс. Эта дорама определенно заставит усомниться в том, что твой внутренний моральный компас исправно работает.
Предупреждения:
1. Будут спойлеры. Они неизбежны.
2. В самой дораме присутствуют многочисленные сцены курения (посоревноваться может разве что «Ли Ду На»). Курить вредно.
О внешнем и внутреннем сюжете
«Худшее из зол» – не тот проект, где стоит всерьез рассуждать о внешнем сюжете. При таком подходе вы неизбежно столкнетесь с тем, что найдете большое количество промахов в построении линий и сценарной логике. И как Чон Ги Чоль (Ви Ха Джун) при своей очевидной недалекости сколотил такую банду? Почему Пак Чун Мо (Чжи Чан Ук) практически никто не подозревает, хотя каждое его движение опошляет само представление о работе под прикрытием? Это совпадение, что его отец оказался тем, кто нужен для движения сюжета (а потом его линию благополучно забыли)? Стоило появиться девушке на горизонте, так закоренелый бандит мигом решил зажить мирной и счастливой жизнью? Две автомобильные катастрофы за час до финала – не слишком ли много на оставшийся хронометраж? И т. д.
«Худшее из зол» – это тот проект, где нужно принимать условности сюжета, отталкиваясь при своих размышлениях о той или иной ситуации только от главного, игнорируя ненужные для этого мира детали. Это дорама, которой свойственна притчевость. «Худшее из зол» – это на «подумать».
Если сюжетная логика здесь (особенно ближе к финалу) хромает на обе ноги, то все это восполняет с лихвой логика идейная. При таком ходе размышлений это абсолютно выверенная картина, в которой внешние и внутренние события сводятся воедино, образуя удивительную по силе воздействия вещь, если только задуматься.
Здесь не идея работает на сюжет, а сюжет работает на идею. И уяснить это во время просмотра важно.
О зле и героях
Дорама предлагает задуматься о зле. Ее название броское и красноречивое, но об этом чуть позже. Ком событий, который перемешал Пак Чун Мо (Чжи Чан Ук) и Чон Ги Чоля (Ви Ха Джун), показал в итоге, что между ними нет разницы. Сюжет поставил их в такое положение, при котором, по сути, в человеке остается мало человеческого. Особенно показателен в этом плане вид озверевшего и окровавленного Чун Мо в одной из серий. Это боль.
Герои показаны в сильной в идейном плане параллели. Чон Ги Чоль однажды вступил на преступный путь, потому что так легче всего было достичь своей мечты. Чун Мо, заметьте, пусть и в роли полицейского под прикрытием, но тоже взялся за это дело совсем не из-за бесконечной тяги к справедливости и торжеству закона, а в погоне за легкой наживой – повышением по службе. В одной из серий герой даже выносит приговор таким, как он, говоря, что при таких способностях, как у него, только две дороги – стать полицейским или бандитом. И это еще раз говорит о том, насколько легко влиться в преступный мир, а вот выйти...
Связь Ги Чоля и Чун Мо происходила не только на уровне стоящего на страже порядка и нарушающего его, но и как двух мужчин. Ги Чоля втягивала в романтическую связь с неискренними намерениями Ы Чжон (Им Се Ми) – и он оказался втянутым, а к Чун Мо, напротив, искренние чувства испытывала дочь наркобарона, но он не втянулся. В любом случае они оба как мужчины были пассивными – ключевые решения о начале и развитии отношений принимали не они.
Герои были даны не только в параллели, но и на контрасте. Дошло до того, что Чун Мо перестал доверять кому бы то ни было, в то время как Ги Чоль обрел кажущуюся уверенность в «своих» людях. Дошло и до того, что Чун Мо практически готов был свернуть с правильной дорожки, в то время как Ги Чоль отчаянно и искренне хотел покинуть преступный мир.
То, как были раскрыты эти двое, блестяще. То, как они взаимодействовали в кадре, неподражаемо.
О картинке
Параллель героев вышла бы менее эффектной без грамотной склейки кадров. Особенно хорошо это было сделано, например, в сценах романтического характера.
В целом при съемке отдали предпочтение резким динамичным переключениям камеры и посекундным затемнениям экрана, что было особенно внушительно в батальных сценах.
Очень много резких переходов, отдельно шокирующих фрагментов, раскрывающих героев, но внезапности не ощущается – сюжет при всей его насыщенности протекает крайне плавно, этот контраст заставляет еще больше проникнуться историей.
О худшем из зол
Как можно было догадаться из одной завязки, построенной на лжи, – худшее из зол по версии этой дорамы – предательство. Это тот грех, который Чун Мо и Ы Чжон в душе стыдливо пытались прикрыть понятием «меньшее зло». Ги Чоль – головорез, его не стоит ни жалеть, ни жаловать, так решили они. Но и это ведь грех. И Чун Мо, как мы видели, единожды оказавшись втянутым в грязное дело, поступал ровно так же, как и Ги Чоль.
«Как ты думаешь, мы сможем снова быть теми, кем были?»
Именно поэтому вопрос Ы Чжон ближе к финалу воспринимается как риторический. Поступкам этих троих нет оправдания.
«Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое».
© Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»
И какими же мучительными были последние минуты Ги Чоля, который оказался использованным, отброшенным и преданным. Это и разрыв мечты с действительностью, и сожаление о прожитой во зле жизни, и тотальное переживание состояния абсолютного одиночества в свои оставшиеся секунды. В этом плане Ги Чоль был бесконечно близок к наивному Джею Гэтсби, верящему в зеленый огонек будущего счастья. Из несбыточного.
Потому что «Худшее из зол» – это история не о счастье, а о моральном разложении.
О полифонии
Особенно хороша дорама тем, что перед тобой не разжевывают героев с помощью четких и плоских черно-белых характеристик. Каждый из них противоречив, поступки каждого можно интерпретировать по-разному.
Сценаристы дают зрителям в этом плане большую свободу. Благодаря этому мы наблюдаем беспрецедентного размера комментарии во всех соцсетях с попытками поспорить и доказать друг другу логику событий, происходящих в дораме.
Герои для тебя часто загадка. Ты не понимаешь, в какой момент игра в бандита перестает быть просто игрой, в какой момент поддельные чувства становятся настоящими, и наоборот.
Возможность интерпретаций бесконечна. На ровном месте мы сталкиваемся с тремя разными попытками объяснить финальный выстрел Чун Мо. На ровном месте мы сталкиваемся с бесконечным числом характеристик героев.
Прелесть в том, что для каждого зрителя в силу особенностей его мировоззренческого стержня будет свое «Худшее из зол». Мы увидели эту дораму по-разному, потому что сценаристы заранее заложили в историю такую возможность. Да и банально потому, что кому-то ближе Ви Ха Джун, а кому-то Чжи Чан Ук. Это тоже фактор, ага.
Итоги
Криминальная напряженная дорама с шикарным визуалом, бесконечно талантливыми актерами и насыщенным событиями сюжетом. Но даже не это главное. Это один из тех редких проектов в 2023 году, который заставляет думать. И думать много. О важном. О зыбкости границы между добром и злом. О том, насколько легко сделать шаг не туда. О торсе Чжи Чан Ука.
P. S. Музыкальное сопровождение попадает точно в цель. Отдельные треки в плейлисте (напряженные «Noir» и «Tragedy», грустная «Sympathy», особенно стильная «HaeRyun Theme Ver. 2»).
___
Рецензии на недавно вышедшие дорамы:
___
Если нравятся мои статьи и рецензии, не забудь подписаться и поставить палец вверх, «еще одну серию» – канал, который зажжет дорамную площадку.