Найти в Дзене
Что могут короли...

Ведьмы короля Якова Стюарта.

Ведьмы в остроконечных шляпах и метлах долгое время доминировали в массовой культуре, но для жителей Шотландии раннего Нового времени страх, вызванный колдовством и злонамеренными действиями, был подлинным и вездесущим. Тысячи напуганных, невинных людей предстали перед судом судебной власти, а иногда даже под председательством короля. Почему король Шотландии Яков VI так активно участвовал в ужасающих шотландских процессах над ведьмами в XVI веке. *** В период с конца XV по середину XVIII веков истерия вокруг ведьм нарастала и распространялась по Европе, а в XVI и XVII веках Шотландия стала особенно плодородной на подобные дела. Охота на ведьм в Шотландии обозначилась в серии процессов над ведьмами, которые происходили в Лотиане, Стратклайде и Файфе в 1590–91, 1597, 1628–31, 1649–50 и 1661–62 годах. Согласно данным, собранным Эдинбургским университетом, что в общей сложности 3837 человек были официально обвинены в колдовстве, около 2500 были казнены. Количество казней на душу населени

Ведьмы в остроконечных шляпах и метлах долгое время доминировали в массовой культуре, но для жителей Шотландии раннего Нового времени страх, вызванный колдовством и злонамеренными действиями, был подлинным и вездесущим.

Тысячи напуганных, невинных людей предстали перед судом судебной власти, а иногда даже под председательством короля. Почему король Шотландии Яков VI так активно участвовал в ужасающих шотландских процессах над ведьмами в XVI веке.

Король Яков VI (I) Cтюарт.
Король Яков VI (I) Cтюарт.

***

В период с конца XV по середину XVIII веков истерия вокруг ведьм нарастала и распространялась по Европе, а в XVI и XVII веках Шотландия стала особенно плодородной на подобные дела. Охота на ведьм в Шотландии обозначилась в серии процессов над ведьмами, которые происходили в Лотиане, Стратклайде и Файфе в 1590–91, 1597, 1628–31, 1649–50 и 1661–62 годах.

Согласно данным, собранным Эдинбургским университетом, что в общей сложности 3837 человек были официально обвинены в колдовстве, около 2500 были казнены. Количество казней на душу населения в Шотландии примерно в пять раз превышало средний показатель по Европе. 84 % обвиняемых были женщинами, что указывает на то, что женоненавистничество также имело место в личине праведной борьбы с демонизмом.

Середина XVI века стала переломным моментом шотландской Реформации, которая принесла радикальные изменения в общество. Шотландское пресвитерианство, которое часто сравнивают с английским пуританством, утвердило строгие правила в отношении искусства, архитектуры, образования и морали, будучи категорически против суеверной и легкомысленной деятельности.

Шотландское государство и церковь хотели, чтобы Шотландия была очень благочестивым обществом, и поэтому ревностно расправлялись со всеми видами «греха». Обвиняемые ведьмы были одной из многих категорий «грешников». После создания Парламента Реформации в 1560 году в Шотландии был принят Закон о колдовстве 1563 года, запрещавший как саму практику колдовства, так и обращение к услугам ведьм.

***

Какое же место в этой охоте на ведьм занял шотландский король Яков (Джеймс) VI? Он унаследовал шотландский престол всего в 13 месяцев после принудительного отречения его матери Марии Стюарт, королевы Шотландии. Крещенный католик, но воспитанный регентами в духе протестантизма, Яков правил Шотландией с 1567 года, а после смерти Елизаветы I и объединения корон в 1603 году — также Англией и Ирландией. Среди противоречивых моментов его правления одним стало именно его увлечение вопросами колдовства.

Хотя вера в существование магии была широко распространена, Якова помнят за его активное участие в преследовании ведьм, что для монарха было делом хоть и необычным, но не уникальным. Для Джеймса похоже, речь шла именно о том, чтобы противостоять «неблагочестивым» угрозам своему трону и династии. Яков видимо стремился продемонстрировать на деле, что он был помазанником Господним, выполняющим именно дело Божье.

Хотя шотландские судебные процессы над ведьмами в Северном Бервике в 1590–1591 годах не стали самой худшей охотой на ведьм в Шотландии, они были отмечены личной вовлеченностью короля Якова, ознаменовали эскалацию охоты на ведьм.

Анна Датская и Яков. Ведьмы, преследующие корабль. Внизу - шабаш ведьм.
Анна Датская и Яков. Ведьмы, преследующие корабль. Внизу - шабаш ведьм.

Поводом послужили следующие события: в 1590 году королевская флотилия, перевозившая его невесту Анну Датскую через Северное море, была вынужден повернуть назад из-за опасного шторма. По этой причине король Яков намеревался на корабле самому отплыть за невестой и забрать ее, но на обратном пути попал в еще один шторм. Тут Яков и рассудил, что это были происки ведьм-колдуний. Такое умозаключение усилило его желание устранить нечестивые угрозы его правлению, одновременно подогрев общественные настроения.

В этом процессе больше всего прославилось имя жертвы, “уличенной” в колдовстве - Гейлис Дункан. Печальная история молодой женщины, обвиненной ее влиятельным работодателем, который был убежден, что именно она и затеяла потопить королевский флот.

Достаточно садистского содержания брошюра «Вести из Шотландии», написанная по заказу короля Якова и напечатанная в 1591 году, чтобы разжечь в народе страх перед ведьмами, дает нам до боли ясное представление о том, что пережила несчастная Дункан. На дознании её пальцы были раздавлены с помощью винтов, что характеризовалось, как «тяжелая пытка», а её пытали с помощью веревки, туго завязанной вокруг ее головы. Подозреваемую в колдовстве раздели, побрили с головы до ног и тщательно осмотрели, пока не было объявлено, что на горле Дункан нашли «метку дьявола».

В ходе процесса она и еще одна обвиняемая, Агнес Сэмпсон, подверглась дознанию. Агнес была названа главной ведьмой шотландского клана, который проклял голландский флот, и была доставлена ​​в Холируд для личного допроса королем Джеймсом:

«Все уговоры, на которые величество король пошел в отношении нее, не могли изменить ее или заставить ее признаться в чем-либо, кроме как на твердом отрицании: после чего пришлось ее подвергнуть таким пыткам, которые в последнее время были предусмотрены для ведьм в этой стране» («Вести из Шотландии»).

Яков VI (I) и ведьмы.
Яков VI (I) и ведьмы.

Некоторые предполагают, физическое дознание несчастных проходило при участии или присутствии самого короля во дворце Холируд. Методы пыток, применявшиеся против ведьм, были жестокими, и многие признавались не из-за своей вины, а скорее, чтобы избежать безжалостной агонии допроса. Часто применялись изощренные формы пыток. Как сказано в «Обзоре шотландского колдовства», «самой распространенной формой было лишение сна», которое было «очень эффективным […], потому что приводило к галлюцинациям», что неизбежно давало обвинителям искомые абсурдные “доказательства”.

«Ногти на всех [ее] пальцах были расколоты и выдернуты… щипцами, и под каждый ноготь были воткнуты две иглы…». («Вести из Шотландии») описывает метод, регулярно используемый для получения признания.

Другие методы включали прокалывание кожи по всему телу для проверки на наличие метки Дьявола, а также страппадо, представлявшее из себя использование веревки и балки, позволяющее неоднократно сбрасывать обвиняемого с высоты, что приводило к вывиху плеч и рук.

Хотя Агнес первоначально отрицала свою причастность, тюремное заключение и пытки сломили ее, и в конце концов она призналась во всех пятидесяти трех обвинениях, включая создание восковой фигурки Якова с целью его смерти. Призналась она и в сговоре с другими с целью провоцирования шторма на море, который затопил бы корабль с будущей королевой Анной. Сэмпсон была признана виновной 27 января 1591 года, на следующий день его задушили и сожгли на костре. (В Шотландии большинство приговоренных к смертной казни сначала душили веревкой или чем-то подобным, а затем их трупы сожгли на костре. Заживо на костре сжигали очень не многих ведьм).

Что же до Гейлис Дункан, то вынужденная признаться в преступлениях, она также заявила, что собралась на шабаш с ведьмами, которые использовали причудливые заклинания, чтобы вызвать бурю. Хотя она и позже отказалась от своего признания, несчастной это не помогло. Она была также казнена вместе с другими ложно обвиненными.

***

Что выделяло короля Якова, так это его решимость продолжать охоту на ведьм, даже когда образованная элита начала сомневаться в обоснованности борьбы с колдовством. Что касается охоты на ведьм 1597 года, король очевидно заходит в ней слишком далеко. В то время как самые ревностные министры могли пасовать давать делам ход, Яков продолжает охоту, даже после того, когда раскрывались ужасные судебные ошибки.

Яков также был умелым писателем, написав свою «Демонологию» в 1597 году. Его трактат из трех частей включает в себя толкование некромантии, колдовства и волшебства, который, как говорят, вдохновил на Шекспира на некоторые строфы «Макбета».

Яков доказывал в своем труде, что колдовство реально, что оно представляет собой угрозу человечеству. Король использовал Библию в качестве авторитетного и непререкаемого доказательства по этому вопросу. «Демонология» также обосновывала существование именно ведьм (женщин). Король давал инструкции, как найти ведьму.

«Демонология» построена как диалог, в котором Филомат придерживается точки зрения скептика, а Эпистемон берет на себя роль эксперта, который «доказывает правоту» через аргументы против колдовства.

Вверху слева - ведьмы "Макбета". Казнь ведьм. Внизу  - процесс в Северном Бервике. "Демонология" Якова.
Вверху слева - ведьмы "Макбета". Казнь ведьм. Внизу - процесс в Северном Бервике. "Демонология" Якова.

В главе V второй книги Филомат спрашивает: «Что может быть причиной того, что в этом деле участвует двадцать женщин и один мужчина?» Ответ Эпистемона, по сути, является основой для охоты на ведьм: «Причина проста: поскольку этот пол более слаб, чем мужской, то легче поймать в ловушку этих людей». Ведь и сама Ева попалась в ловушку Сатаны. Аргумент Джеймса заключается в том, что женщины более хрупкие, слабые и более склонные к соблазнам Дьявола. Таким образом, женщины считаются потенциальными ведьмами. Мужчины, прибегающие к колдовству, в своих слабостях изображаются скорее женственными, чем мужскими.

Именно в « Демонологии» мы видим основу для объявления вне закона всего колдовства, а не только его злонамеренных форм. Яков устами Эпистемона говорит, что лекарство от болезней, вызванных колдовством, заключается в «одной помощи искренней молитвы к Богу, исправления их жизни, и острым преследованием каждого, по его призванию, этих орудий сатаны, чье наказание смертью будет спасительной жертвой…».

В этих кратких отрывках второй книги наглядны доводы короля в пользу охоты на ведьм. Поскольку Библия доказывает, что ведьмы существуют, отрицать их существование равносильно богохульству. Факт, что «Демонология» была написана правящим монархом, должно быть, добавил веса труду. Неудивительно, что в известной версии перевода Библии при короле Якова (и названной в честь Иакова I) есть строки: «Ведьму не оставь в живых» (Исход 22:18).

Когда Джеймс прибыл в Англию в 1603 году, он был удивлен, обнаружив больше скептиков в плане охоты на ведьм и меньше судей, желающих вести судебное преследование со скудными доказательствами, полученными под пытками. Он все же приступил к внесению поправок в закон Англии, приняв Закон о колдовстве 1604 года, который сделал повешение обязательным, но аппетиты общественности были не совсем на стороне этого закона.

В годы, последовавшие за объединением Шотландии и Англии, Яков неизбежно сосредоточился на более важных государственных проблемах. Позже он теряет интерес к теме и даже помогает опровергнуть некоторые обвинения. И все же важно отметить, что пылкая вера короля в сверхъестественное нашла свое продолжение в будущем: самая крупная охота на ведьм началась 60–70 лет спустя, после восстановления монархии при правительстве Карла II - в 1661–1662 годах.

Суды над ведьмами в Шотландии начались и не закончились Яковом, но можно сказать, что благодаря своему активному преследованию ведьм, имя Якова VI, вероятно, неразрывно останется связанно с шотландскими процессами над ведьмами XVI-го века, которые навсегда останутся темной и неприятной главой в истории Шотландии.