Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в Кирове. Отец будущего художника был духовником, и поначалу сын собирался пойти по его стопам. Васнецов окончил Вятское духовное училище и поступил в семинарию, но ушёл с последнего курса и отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию Художеств. Отец выбор сына одобрил.
Воспитанный в любви к русской культуре, Васнецов нередко обращался к фольклорным образам и персонажам русских сказок — и во многом благодаря этому остался в истории живописи. В 1880-х он задумал целую серию картин на эту тематику: она получила название «Поэма семи сказок». На этих полотнах художник изобразил Бабу Ягу, Кощея Бессмертного и других персонажей, которых любил и боялся с детства.
Работы художника этой серии можно посмотреть в галерее.
Изображённая на этой картине Царевна Несмеяна — как раз одна из таких фольклорных героинь. В сказках это серьезная монаршая особа, которую ничто не радует и не может развеселить. Тому, кто всё же совершит этот подвиг, достанется величайшая из наград: рука и сердце царевны, а также классический трофей в полцарства.
Никому из присутствующих на картине эта радость не светит. Васнецов специально посадил свою героиню на трон и облачил в белое платье, чтобы провести визуальную грань между ней и окружающими её придворными — до безумия весёлыми и разодетыми в пух и прах.
Некоторые искусствоведы уверяют, что так художник провёл и моральные различия между своими героями. Так царевна и её белый цвет символизируют свет, чистоту и непорочность. Красочные одежды окружающих наоборот изобличают их греховность. Резко контрастируя с красочностью декораций, блеклый облик Несмеяны приковывает к себе внимание смотрящего. Теперь ни живое любопытство бояр, ни их яркие одежды не способны избавить его от гнетущей и всепоглощающей тоски.
Поглощённый этим чувством внимательный наблюдатель обязательно начнёт изучать детали заднего плана. Его поразит разнообразие эмоций на лицах скоморохов, заморских принцев, бояр и лекарей. Рано или поздно взгляд смотрящего обратится к архитектуре терема и заметит искусную роспись его сводов. Глядя на сражение русского молодца, буквально «принца на белом коне», и костлявого демона болотно-зелёного цвета, сложно поверить, что Васнецов не заложил в эту фреску дополнительный смысл — уж больно много в ней маленьких деталей.
Ту же мысль могут вызвать полосатые столбы, отделяющие царские палаты от зевак из простонародья. Этот геометрический узор не особо вписывается в величественный интерьер и явственно взывает в памяти первые верстовые столбы. В те времена их использовали, чтобы обозначить расстояние — измеряли его в верстах. Возможно, этим небольшим, казалось бы, и неприметным элементом Васнецов подчеркнул, сколь велико расстояние между царскими палатами и простым народом. Что довольно любопытно, ведь согласно сюжету сказки, именно простому трудяге удаётся рассмешить царевну.
Хочешь картины художника в свой интерьер? Жми!
Работу над полотном Васнецов начал в 1914 году — как раз тогда, когда Россия вступила в Первую мировую войну. Назревала Гражданская война. Некоторых искусствоведов это наводит на мысль, что этой картиной художник хотел выразить личное отношение к происходящему. Васнецов действительно поддерживал монархию и не сомневался, что нравственные и моральные ценности его родной страны в упадке. Его сердце болело за умирающую русскую культуру, и он надеялся сохранить её хотя бы на своих полотнах. С другой стороны, сама идея появилась у него ещё за 30 с лишним лет до этого — так что, возможно, это просто домыслы.
Посмотрите другие работы художника, полистав галерею.
В конце концов, каждый понимает смысл картины исходя из своих ценностей и взглядов на мир. Кто-то вовсе не увидит на полотне ничего, кроме печальной, уставшей от всего девушки, проклятой на вечную скуку.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!