С 29 октября 2023 года резко изменились правила оплаты утилизационного сбора при ввозе в Россию автомобилей иностранного производства, в том числе через страны Евразийского экономического союза. При ввозе автомобиля через Белоруссию, Казахстан, Армению или Кыргызстан придется заплатить до 1 485 000 рублей. Причем эти правила коснуться и физических лиц, ввозивших автомобили для личного пользования.
Как это работает, какие могут быть исключения, как отразиться на рынке в целом и на нас простых покупателях в частности, давайте разбираться.
В чем суть?
После ухода большинства автопроизводителей с российского рынка в стране образовался дефицит автомобилей, который быстро начал восполняться не только китайскими брендами от официальных дилеров, но и параллельным импортером от автокомпаний различной степени «серости». При этом автомобили ввозились не на прямую в Россию, а через страны ЕАЭС, что позволяло существенно сэкономить на «растаможке». Безусловным лидером в этом вопросе был Кыргызстан, где не только действовали самые низкие таможенные тарифы, но и существующие правила позволяли занижать стоимость ввозимого автомобиля, что в двое снижало итоговый размер пошлины. Это позволяло «серым» дилерам завозить в Россию не только «санкционные» автомобили ушедших брендов, но и наладить параллельный импорт «белых» китайцев и успешно конкурировать с их официальными дилерами за счет более низкой цены.
Очевидно, что бесконечно это продолжаться не могло, рано или поздно лазейку бы прикрыли. Первой попыткой навести порядок стало увеличение утилизационного сбора для юридических лиц, ввозящих автомобили в РФ с 1 августа 2023. Если «физик» заплатил бы утилизационный сбор с новой Toyota Camry 2,5л 3400 руб., то при ввозе на юридическое лицо сумма вырастала до 844 800 руб. При ввозе автомобиля с двигателем объемом 3,5 л. и более и физическое, и юридическое заплатили бы по 970 000 руб. Своеобразная имитация налога на роскошь.
Помогло ли это?
Конечно нет. «Серые» дилеры как ввозили все машины на «физиков» - местных киргизов, перепродавая дальше по цепочке, так и продолжили. Повышение утильсбора их не коснулось.
Тогда появилось на свет Постановление Правительства Российской Федерации №1722 от 17.10.2023, которое вступило в силу 29.10.2023 (через 12 дней), и оно в корне меняет правила игры. Данное постановление конкретизирует условия, при которых автомобиль будет считаться ввезенным для личного пользования, и его владелец может рассчитывать на льготный тариф при уплате утилизационного сбора. Физическое лицо может ввозить не более одного автомобиля в год, обязательно поставить его на учет на себя и владеть им не менее 12 месяцев. В противном случае утилизационный сбор будет доначислен по ставке для юрлиц, взимать утильсбор теперь будет таможня, появились и пени за не уплату сбора в положенный срок, но их размер в постановлении не определен.
И самое главное: при перемещение автомобиля через границу любого из государств ЕАЭС как товара для личного пользователя должна быть оформлена пассажирская таможенная декларация (ПТД). Без этого документа утиль сбор будет начисляться по «коммерческому» тарифу. И вот тут начинается самое интересное. Ни в Кыргызстане, ни в Казахстане (как раз в странах, где действуют самые низкие ввозные пошлины) таможня такой документ не выдает. Более того, не имеет ни технической, ни юридической возможности его выдавать в обозримом будущем. Нет ни законов, ни программного обеспечения, ни установленных правил оформления. В этих странах такой документ просто не существует.
Получить ПТО можно только при ввозе через Россию, Беларусь и частично Армению, т. е. при оплате таможенной пошлины по максимальному тарифу. Остается не простой выбор: «растаможить» по полной стоимости и заплатить утиль сбор 3400 руб (и не продавать потом авто в течение года), либо сэкономить на таможенной пошлине в Кыргызстане, но «попасть» на утильсбор. Затраты при этом будут сопоставимые, следовательно, везти авто будет целесообразнее в Россию напрямую, что может сократить расходы на логистику и сроки поставки.
Цена вопроса.
Если говорить о полной тарифной сетке, то она выглядит так:
Гибридные автомобилю приравниваются к «электричкам» если ДВС в них служит исключительно в качества генератора, заражая батареи электромотора, и не может приводить в движение сам автомобиль.
Цены на машины вырастут?
Конечно! Стоимость утилизационного сбора либо полную стоимость «растаможки» придется прибавить к цене автомобиля при дальнейшей перепродаже. «Серые» дилеры уже не смогут продавать автомобили существенно дешевле «офицалов» у последних вырастет спрос (т. к. количество предложений по параллельному импорту сократится) появится возможность поднимать цены при необходимости. Вторичный рынок тоже отреагирует ростом, но с некоторой задержкой.
Как быть тем, кто ввез авто до 29 октября, но оформить его не успел?
Могут ли они оплатить утильсбор по льготному тарифу? На этот вопрос, к сожалению, нет четкого и однозначного ответа на данный момент. Похоже, и у самой таможни нет единого мнения о применении данного постановления. Из разных регионов поступает разная информация: где-то дают оформить по льготному тарифу, где-то требуют оплатить по «коммерческому», а где-то вообще приостановили все операции с ввезенными авто и ждут разъяснений из Москвы. Автомобилисты, оказавшиеся в этой ситуации, готовят коллективные обращения в Государственную Думу и к Президенту Российской Федерации с просьбой либо отсрочить вступление в силу новых правил, либо предоставить льготный период для оформления утилизационного сбора по старым правилам для людей, ввозивших автомобиль до 29 октября.
Найдутся ли лазейки?
На данный момент все участники рынка параллельного импорта всеми силами их ищут. Насколько известно, железобетонного варианта пока никто не нашел. Если не будет послаблений и все упрется в наличие ПТД на автомобиль, то о дешевой «растаможке» через Казахстан и Кыргызстан можно забыть, пока в этих странах не начнут эту декларацию выдавать.
При этом нужно понимать, что в том же Кыргызстане вокруг транзита автомобилей в Россию построен многомиллионный бизнес, которым владеют серьезные и влиятельные люди, которых однозначно не устроит прекращение потока. Они тоже будут искать способы сделать транзит через Кыргызстан вновь привлекательным для российских автомобилистов. Подождем и посмотрим на то, что будет.
Появятся мошенники?
Обязательно! Будут обещать оформить несуществующую ПТД, через своих людей «порешать» вопрос с таможней, чтобы сбор был 3400, продавать машины с неоплаченным утильсбором, предлагать купить авто по доверенности и много другое. Ближайшее время нужно крайне насторожено воспринимать все заманчивые предложения. Не верьте никому и все проверяйте.
Выводы:
Конечно, все эти нововведения не убьют ни рынок в целом, ни «серый» параллельный импорт в частности. Более того, многие машины останутся интересными даже с утильсбором. (Об этом сейчас готовится материал, подпишитесь на канал, что бы не пропустить.) Слабые и случайный торговцы отвалятся, большинство перейдет на схему работы «под заказ» с включением утилизационного сбора в стоимость. Наиболее сильные игроки будет держать самые ходовые модели в наличии. К сожалению, многие люди «попадут» на деньги, если привезли машину, но не успели оформить, или она еще в пути. Придется заплатить утильсбор по «коммерческой» ставке, даже если реально везли авто для себя. Да и в целом цены вырастут, мы все это почувствуем.
А что вы думаете по этому поводу? Напишите в комментариях.
Читайте так же: