Найти тему
Новый очаг

Киноаттракцион на выходные: 7 фильмов о семьях, попавших в условия апокалипсиса

Снять напряжение и при этом получить эмоциональный заряд можно не только, посмотрев комедию или трогательную мелодраму. Некоторым для этого нужно взглянуть в глаза своему страху, пощекотать нервы и понять, что реальность не так уж и плоха. И что даже в самой сложной ситуации настоящая семья найдет выход из положения. Предлагаем вашему вниманию подборку антиутопий и фильмов-катастроф, герои которых переживают апокалипсис.

    Киноаттракцион на выходные: 7 фильмов о семьях, попавших в условия апокалипсиса
Киноаттракцион на выходные: 7 фильмов о семьях, попавших в условия апокалипсиса

«Катастрофа» (2023)

Экологическая катастрофа в виде проливных кислотных дождей, пришедших во Францию откуда-то с запада, застает одну семью в момент ее полураспада. Отец семейства Мишаль (Гийом Кане) после ареста во время профсоюзной забастовки несколько лет назад живет один и чувствует свою ненужность. Его теперь бывшая жена Элиз (Летиция Дош), уставшая от постоянной вспыльчивости и неудовлетворенности Мишаля, пытается самостоятельно заботится о дочери Сельме (Пейшнс Мюнхенбах), которая пока еще кое-как скрепляет их союз. Чтобы выжить, им придется отбросить старые обиды и упреки, ведь сколько бы социологи не предрекали семье как основе общества кончину, она, кажется, способна пережить даже апокалипсис.

   Кадр: фильм «Катастрофа»
Кадр: фильм «Катастрофа»

Кризису — семейному, социальному и экологическому — был посвящен и прошлый фильм Жюста Филиппо «Рой», рассказывающий о вдове, которая воспитывает сына и дочь и пытается удержать на плаву небольшую ферму по выращиванию саранчи, оказавшуюся весьма кровожадной. В «Катастрофе» режиссеру удается передать ту же трагическую динамику неизбежного конца, в логику которого вписывается идея жертвенности ради спасения семьи. Кане в роли героя с отрицательной харизмой хорош, как и всегда, и его достойно поддерживают Дош и юная Мюнхенбах. «Катастрофа», впервые показанная в Каннах, появится в кино уже 9 ноября и грозит стать одной из самых заметных премьер месяца.

   Кадр: фильм «Дорога»
Кадр: фильм «Дорога»

«Дорога» (2009)

Один из лучших фильмов в жанре постапокалипсиса: темный и мрачный, как и всё творчество американского писателя Кормака Маккарти, чей роман и послужил основой для сценария. Среди других известных экранизаций его произведений вспоминается «Старикам тут не место» братьев Коэнов.

«Дорога» не рассказывает о причинах случившегося краха цивилизации, ведь главным героям, Отцу (Вигго Мортенсен) и Сыну (Коди Скотт-Макфи), существующим в мире, в котором не осталось растений и животных, попросту нет до этого дела. Им приходиться выживать, борясь с холодом и голодом, отбиваясь от воров, мародеров и каннибалов. Парочка держит путь к морю, где надеется найти жизнь, но надежда — скромная по общей мерке и невероятно щедрая по меркам Маккарти — появляется с неожиданной стороны.

   Кадр: фильм «Добро пожаловать в Zомбилэнд»
Кадр: фильм «Добро пожаловать в Zомбилэнд»

«Добро пожаловать в Zомбилэнд» (2009)

Апокалипсис — в случае комедии Рубена Флейшера зомби-апокалипсис — не только разрушает семьи, но и их создает. В этом убеждается Коламбус (Джейси Айзенберг) — закоренелый одиночка, выживший в Америке, которую называет Зомбилэндом, неукоснительно следуя придуманным собой правилам. Сначала он объединяется с жизнерадостным циником Талахасси (Вуди Харрельсон) — да, у всех героев здесь «географические» прозвища, — а потом и с вероломными сестрами Вичитой (Эмма Стоун) и Литл-Рок (Эбигейл Бреслин), ради спасения которых рискует жизнью и даже нарушает собственные правила, несмотря на их склонность к обману. Убив сотню зомби, они образуют нечто вроде семьи в духе времени — со странноватым, но любимым всеми дядюшкой, дерзкой сестричкой, и, конечно, парочкой влюбленных.

«Zомбилэнд» стал хитом проката и дослужился до сиквела, вышедшего в 2019 году, и до сих пор остается одной из лучших постапокалиптических комедий, разделяя это звание с шедеврами Эдгара Райта «Зомби по имени Шон» и «Армаггедцом».

   Кадр: фильм «Тихое место»
Кадр: фильм «Тихое место»

«Тихое место» (2018)

А вот героям фильма Джона Красински — режиссера и актера, прежде известного по роли улыбчивого Джима Халперта в культовом сериале «Офис», — совсем не до смеха. Ведь свалившиеся невесть откуда на Землю пришельцы слепы как котята, но зато обладают замечательным слухом. Так что главные герои — семейство Эбботов — не могут себе позволить даже пискнуть, не говоря уже о смехе. Передвигаются они босиком, общаются с помощью языка жестов и справляются относительно неплохо, особенно если учесть, что в семье целых три ребенка — слабослышащая дочь Риган (Миллисент Симмондс), сыновья Маркус (Ноа Джуп) и Бо — а четвертый должен вот-вот родиться.

Красински, для которого «Тихое место» стало всего лишь третьим фильмом, где он выступил как режиссер, мастерски использовал традиционные киноинструменты, вроде крупного плана и монтажного ритма, для выражения напряжения, в котором постоянно пребывает семья на протяжении всего фильма.

К слову, «Тихое место» — фильм по-настоящему семейный, ведь Красински, выступивший как режиссер, сценарист и исполнитель роли Ли Эббота, и Эмили Блант, сыгравшая Эвелин Эббот, женаты и в жизни.

   Кадр: фильм «Меланхолия»
Кадр: фильм «Меланхолия»

«Меланхолия» (2011)

К Земле приближается Меланхолия — огромная планета, как будто зеркально отражающая саму Землю. С каждым днем она всё больше поглощает линию горизонта, нависая над человечеством, завороженно ожидающим столкновения. Ученые, правда, уверяют, что она пройдет мимо, не задев орбиту Земли, но Джастин (Кирстен Данст) чувствует, что конец света неизбежен. Взбалмошная и непостоянная в первой части фильма, она отказывается от новоиспеченного мужа (Александр Скарсгард) сразу после свадьбы, но во второй — она удивительным образом обретает покой перед лицом всеобщего конца. А ее обычно сдержанная, заботливая и долготерпящая сестра Клэр — которую должна была сыграть Пенелопа Крус, а в итоге роль исполнила Шарлотта Генсбур, — совершенно разваливается.

Датского режиссера в этой истории, разумеется, не интересует социальный подтекст или научная достоверность самой фабулы. Чуждая планета служит аллегорией, поводом вывернуть сознание двух сестер — зеркалящих друг друга, как Земля и Меланхолия, — наизнанку. В высшей степени эстетическое зрелище, визионерскую силу которого подкрепляет музыка Вагнера. Неудивительно, что Данст удостоилась приза за лучшую женскую роль в Каннах.

   Кадр: фильм «Оно приходит ночью»
Кадр: фильм «Оно приходит ночью»

«Оно приходит ночью» (2017)

Студия “А24” знаменита своими новаторскими хоррорами/психологическими триллерами и доверием к молодым авторам, работающим, справедливости ради, не только в двух этих жанрах (см. «Леди Берд», «Неограненный драгоценности»). Одним из них является Трей Эдвард Шульц, снявший в сотрудничестве с “А24” два фильма.

Первым из них стал психологический триллер «Оно приходит ночью», который Шульц создал, переживая смерть своего отца (испытанные тогда чувства и опыт Шульц использовал и в «Крише» — своем прорывном дебюте). Царящая в мире эпидемия смертельного вируса заставляет людей сторониться друг друга. Пол (Джоэл Эдгертон), его жена Сара (Кармен Эджого) и сын Трэвис (Келвин Харрисон-младший) укрываются в домике в лесу. Однажды ночью к ним в дом проникает Уилл, который, по его словам, пытался раздобыть припасы для жены Ким (Райли Кио) и сына Эндрю. Послушавшись уговоров Сары, Пол разрешает семье Уилла остаться с ними, но его подозрения относительно новых соседей со временем только усиливаются. Шульц таким образом сталкивает между собой не праведных одиночек против массы дикарей или безликих зомби, а две семьи, сопереживать которым можно в равной степени.

   Кадр: фильм «Аннигиляция»
Кадр: фильм «Аннигиляция»

«Аннигиляция» (2018)

Британский писатель и сценарист Алекс Гарленд дебютировал в качестве режиссера с фильмом «Из машины», дистрибуцией которого занималась как раз студия “А24”. Впрочем, Гарленд зарекомендовал себя как один из оригинальнейших авторов, работающих в жанрах научной фантастики задолго до этого (среди его сценарных работ «Пекло», «28 дней спустя», «Дредд»).

В «Аннигиляции» он рассказывает историю семейной пары — биолога Лины (Натали Портман) и военного Кейна (Оскар Айзек), — которые в составе двух разных экспедиций попадают в «Мерцание». Это аномальная зона, которая образовалась на месте упавшего метеорита и со временем только увеличивается, поглощая новые территории. Лин и ее партнеры по исследованию — психолог Вентресс (Дженнифер Джейсон Ли), геоморфолог Касс (Тува Новотны), парамедик Аня (Джина Родригес) и физик Джози (Тесса Томпсон), — как и Кейн, побывавший в «Мерцании» ранее, меняются на генном уровне и претерпевают фантастические метаморфозы, которые ставят вопрос о том, остались ли они сами собой или их были стерты силой «Мерцания» навсегда.

«Аннигиляция» получилась сложной, неоднозначной с точки зрения смыслов и крайне интересной сай-фай драмой, но из-за спора между продюсерами была лишена полноценного проката. На полях заметим, что сценарий фильма Гарленд написал по мотивам романа «Южный предел» Джеффа Вандермеера, который сравнивали и с «Пикником на обочине» Стругацких, и произведениями Лавкрафта.