Режиссер И. Хейфиц, киностудия Ленфильм, 1976 год.
В главных ролях : В. Золотухин - Коля Касаткин, Е. Проклова - Таня Фешева, Л. Гладунко - Наташа.
О Танюшке я как-то писала, отзываясь о ней, как о типичной нимфоманке, не заслуживающей снисхождения.
На сегодняшний день немного переменила свое мнение и считаю что странная героиня заслуживает хотя бы понимания просто потому, что так уж устроена эта женщина. Манит к себе совей привлекательностью и, как ни странно, добротой.
Все побочные увлечения Тани происходили от бабской жалости. Не от любви же она пригрела побитого молью руководителя ансамбля (В. Высоцкий).
Если исходить из рассказа П. Нилина «Дурь», любовником Татьяны и вовсе был стареющий бухгалтер, муж ее застал с «пожилым, крашеным дьяволом, шестидесяти, можно сказать лет».
Я вам больше скажу - и Колю своего Таня полюбила тоже из жалости потому, что в нем нет ничего кроме внешнего вида. А за красивые глаза любят только девятиклассницы.
Ни одного путного поступка Николай не совершил, даже о свооей «мечте-идее» только мечтал и ничего не предпринимал.
Кто мешал уехать на вожделенный Дальний Восток? Правильно - никто, и Таня была согласна и вторая жена не возражала, но товарищ Касаткин так и не сдвинулся с места. Телок какой-то, сам себя привязавший. У этого героя я не заметила внутреннего наполнения, пустоватый мужичок.
Оскорбление Николая я понимаю потому, что один раз он уже закрыл глаза на чужие сапоги в доме и на слова дочери о каком-то дяде Шурике, ночевавшем у них.
И развод тоже понимаю потому, что в таких случаях либо постоянно прощают, либо сразу рвут отношения. Но вот, что интересно - только после разрыва Касаткин понял что нет ему счастья ни с кем, кроме его беспутной Танюшки.
Понимание пришло не сразу, а только на свадьбе с Наташей, которая коршуном кружила над нив в ожидании добычи.
Вот эта Наташа мне больше всего и не нравится буквально всем своим поведением. Все ее задушевные беседы в библиотеке были стремлением обратить на себя внимание.
То же самое она делала при каждой встрече. Даже поздороваться можно по-разному: можно кивнуть знакомому и пройти мимо, а Наташа это делала чтобы заметил и по возможности не забывал.
Ее не останавливало, что Николай только на Татьяну смотрит, она на всякий случай глазки строила.
Наташа не любила Николая, а просто «присмотрела» его для себя, как, возможно, присмотрела еще парочку возможных кандидатов на брак.
Эдакая всеядная певдоинтеллигентная жещина из избы-читальни потому, что настоящие интеллигенты не позволяют себе такого.
Сбылась мечта старой девы - Касаткин развелся с женой. Тут и нарисовалась Наташа с помощью хлопотливого окружения Николая, который сам ничего не мог предпринять.
А ему тогда и не надо было спешить что-то предпринимать, ему надо было разобраться с самим собой, прийти к пониманию, сможет он жить без Тани или нет. Если бы не поспешный брак, то у Касаткина с Таней все еще могло срастись.
Мне особенно жалко Танюшку Фешеву когда попала в клинику и стала на себя не похожа от переживаний. Несмотря на все свои кордебалеты, она по-настоящему любила только своего Николая, о чем и сказала при разводе.
А вот Наталью мне нисколько не жалко - она получила то, что заслужила. Подхватила, как ей казалось, выгодного жениха сразу после развода, думала что с ним будет счастлива так же, как Таня, а оказалась у разбитого корыта.
Один взгляд Танюшки на свадьбе бывшего мужа - и Николай забыл про свою новую жену.
В конце фильма мы видим, что герой В. Золотухина перешел в стадию выздоровления, он миновал некий омут воспоминаний и понял что надо жить дальше.
Но что-то мне подсказывает, что в этом «дальше» рядом с ним не будет Наташи потому что невозможно насильно полюбить человека даже если он не изменяет и все делает правильно. Любят не за правильность, а за что-то другое, чему нет объяснения.