Найти тему
Христофор+

Прп. Никодим Святогорец о тайнах невидимой брани: как рождается настоящий христианин, с кем и где он борется, к чему стремится

О духовной войне много говорили и апостолы Христовы (свв. Иоанн Богослов, Павел), и церковные авторы (псевдо-Климент, Тертуллиан), и святые отцы (святители Киприан Карфагенский, Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин и др.). Однако наиболее полное и всестороннее учение о невидимой брани с врагом предоставил преподобный Никодим Святогорец (1749-1809) - афонский монах, подвижник и богослов, комментатор канонов Православной Церкви.

В своей "Невидимой брани" прп. Никодим дал подробное описание специфики войны с диаволом: научил стоять «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12); четко разобрал стратегию и тактику брани Господней (Числ. 21:14). В этой же книге Святогорец определил "православно-правильную" модель жизни для всех крещеных людей, восходящую к концепции духовного воина апостола Павла.

"Невидимая брань" Прп. Никодима Святогорца. Обложка. Изображение взято в Сети.
"Невидимая брань" Прп. Никодима Святогорца. Обложка. Изображение взято в Сети.

Кто же такой настоящий христианин по мысли прп Никодима? Каким образом он рождается? С кем и где борется? К чему стремится? Давайте разбираться...

1. Кто такой настоящий христианин? По мысли Святогорца, настоящий христианин - это не простой носитель крестика и даже не бездумный исполнитель заповедей, но человек, борющийся с древним змием - диаволом. Это духовный воин (πνευματική στρατιώτες), воин Христов (στρατιώτες του Χριστού), борец, (παλαιστής) и подвижник (ασκητής). Христианин борется с врагом без помощи коня, ибо он не кавалерист, но пехотинец (ιππέας).

2. Каким образом рождается духовный воин? Превращение обычного человека в духовного воина происходит не тогда, когда он (человек) входит в Церковь и оглашается (Деян.11:26), но когда проходит через Крещение.. Крещение у прп. Никодима - не простое таинство, но религиозная присяга, переход под знамена великого Архистратига Эммануила. Если до крещения человек служил диаволу и творил дела его, то в крещении он отрекается от сатаны (прежнего военачальника) и обязуется бороться со страстями. В этом таинстве благодать Божия рождает нового человека: духовного бойца, героя, подвижника (1Кор.9:24-25). Последний возрождается, по Златоусту, не для удовольствий, но для брани с врагом. В крещении воин дает «пред Богом обет – воевать за Него, во славу Божественного имени Его, даже до смерти».

3. К чему предназначается духовный воин? Конечно, к великому делу: подвигу веры (1Тим.6:12), страданий (Лк. 22: 42; Евр.10:32) и спасению от греха (Евр.12:4). Главная функция воина – противостоять диаволу и духам злобы поднебесной. Крещеный получает оружие не для того, "чтобы быть праздным, но чтобы сражаться" во славу великого Архистратига Господа Иисуса.

4. С кем он сражается? Воин доблестно борется сразу с тремя врагами: 1) собственными страстями и похотями (об этом - здесь: Брань с личными грехами.), 2) последствиями греха Адама (об этом - здесь: Брань с первородным грехом), 3) нечистыми духами. Воин вступает в бой для того, чтобы победить и "вкушать сокровенную манну" (Откр.2:17). Он поражает врага мечом молитвы, приходит в состояние совершенства и получает нетленный венец (2Тим.4:8).

4. Где.происходит война? Не в видимом мире, но в мире невидимом. Этот мир не есть мир вещный, но мир мысленный, духовный. Поле брани или место, где происходит борьба, есть «сердце и весь внутренний человек» (καρδιὰ καὶ ὅλος ὁ ἐσωτερικὸς ἄνθρωπος). Время брани – вся человеческая жизнь.

Христос с мечом. Икона. Изображение взято в открытых источниках.
Христос с мечом. Икона. Изображение взято в открытых источниках.

5. Какова цель брани? Преподобный Никодим считает, что духовные успехи христианина на поле брани не пропадают даром. Они заносятся в особую летопись – книгу браней Господних. Эту летопись упоминает Книга Чисел (Чис.21:14). Книга браней Господних, свидетельствует о невидимой брани верных с врагом, оставляет навечно их имена в памяти людской и Божией.

Но дело даже не в памяти. Цель брани – быть совершенными по слову Господа, Который говорил: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5: 48). Эта заповедь содержится у апостола Павла (1Кор. 14:20; Кол.4:12). Есть заповедь о совершенстве и в Ветхом Завете (Втор.18:13; 1Пар. 28:9).

Совершенство состоит не в стяжании добродетелей. Они суть средство к достижению цели. Цель подвига – спасение (избавление от греха) и обожение. Ибо самое совершенное дело, к которому должен стремиться человек, есть "сближение с Богом и пребывание в единении с Ним". Обожение, по мысли Святогорца, заключается в исполнении закона любви – любви к Богу. Этот закон начертан перстом самого Бога в сердцах верных его рабов.

Согласно этому закону, христиане достигают любви к Богу путем отвержения собственной самости (нелюбви к себе). Они подчиняют себя не только Богу, но и всем тварям, отвергают собственную волю и совершают все это не по принуждению, но от чистого сердца, во славу Божию (1Кор. 10:31), потому что Он Сам так хочет (Мф. 6:10; Лк. 22:42).

Читайте также другие статьи:

Какие артефакты были найдены во Гробе Господнем после Воскресения Христова?

Тайные ученики Иисуса: сколько их было и кто они такие?

Кем был Варавва и почему на праздник Пасхи помиловали его, а не Христа

7 интересных фактов о римском сотнике, который командовал распятием Христа

Какое Копье судьбы (из четырех известных) принадлежало Лонгину?

5 загадок Клавдии Прокулы, жены Пилата: "Не делай ничего Праведнику тому (Матф.27:19)".