Читаю на просторах Интернета советы разных психологов на эту тему и диву даюсь: вода - водой.
«Поощряйте участие ребёнка в играх и проектах, где есть другие дети», «укрепляйте уверенность и самооценку, малыша», «окружайте его детьми, с которыми ему будет интересно»
Здравый смысл в этих советах есть, но в большинстве случае они такие же эффективные, как нести воду из колодца в решете. Почему?
Потому что они никак не решают проблему стеснительности. А чтобы ее решить, нужно поставить себя на место ребёнка и понять, в каких моментах стеснительность у него возникает.
Давайте по-порядку:
🔹Процесс знакомства и начало общения
🔹Процесс продвижения своих интересов и желаний
🔹Процесс отстаивания интересов и желаний
🔹Процесс выбора и принятия решения
Есть и другие моменты, но эти моменты главные. Хотите, чтобы ребёнок перестал стесняться в общении? Подбирать окружение – хорошо, укреплять самооценку – тоже хорошо, поощрять общение, а не игру в телефоне – замечательно. Но работать надо именно с теми моментами, которые я отметил. Разберем их подробнее.
🔹Процесс знакомства и начало общения
🔻Учите ребёнка простым правилам знакомства и общения. Приветствовать других деток, представляться вежливо внедряться в активное общение или игру.
🔻Учите ребёнка находить общие темы и игры, которые будут интересны другим деткам. Учите его находить то, чем он может быть полезен для других детей и того, во что они играют.
🔻Учите ребёнка интересоваться другими детками, чем они занимаются, что делают. Учите его хвалить, поддерживать чужие инициативы, а не тянуть одеяло на себя.
🔹Продвижение своих интересов и желаний
🔻Учите ребёнка рассказывать о своих интересах и увлечениях другим деткам. Рассказывать с гордостью, но так, чтобы другие детки не чувствовали, что они хуже.
🔻Учите ребёнка предлагать идеи для игр и времяпровождения, Учите аргументировать, почему другим детям поиграть в его игру будет особенно интересно.
🔻Учите ребёнка с помощью правильных вопросов находите общие интересы у других детей и на их фоне предлагать свои варианты действий и досуга.
🔻Учите ребёнка быть инициатором и первым предлагать. Но предлагать аргументированно и в подходящий момент. Например, не в середине чужой игры, а по её завершению. Учите его объяснять, почему его предложение чем заняться и что поделать будет интересно другим деткам.
🔹Отстаивание своих интересов и желаний
🔻Учите ребёнка отдельно договариваться с другими детками, чтобы потом коллективным большинством убеждать несогласных.
🔻Учите ребёнка занимать позицию, докажи что я не прав.
🔻Учите ребёнка не отказываться от своих интересов и желаний.
🔻Поддерживайте ребёнка, чтобы он чувствовал себя уверенно выражая свои интересы и желания.
🔻Учите ребёнка уважительно относиться к чужим мнениям и желаниям, учите его понимать, что не все и не всегда будут с ним согласны. При этом это не повод не общаться. На вкус и цвет товарища нет.
🔹Процесс выбора и принятия решений
🔻Поощряйте ребёнка делать самостоятельный выбор.
🔻Поощряйте ребёнка иметь свою голову на плечах. Он должен четко понимать: внутри себя, что он хочет делать из того, что предлагают другие, а что нет.
🔻 В пределах возраста и способностей чаще поощряйте ребёнка делать самостоятельный выбор.
🔻Показывайте последствия и обсуждайте последствия разных решений.
Дорогие читатели моего канала в Дзене, родители, есть над чем задуматься.
Также информирую вас, что мои лучшие публикации уже давно переехали в мой Телеграм. Именно там я делюсь самыми ценными выдержками из всех своих книг.
Если вы воспитываете детей и им меньше 18 лет, вам будет особенно полезно подписаться и почитать.
Арт Гаспаров©️