8 ноября в административном центре Карабаха – городе Ханкенди – состоялся торжественный военный парад частей азербайджанской армии, посвященный государственному празднику – Дню Победы в войне с Арменией 2020 года, положившей начало возвращению данного региона под юрисдикцию официального Баку. Судя по реакции мировой прессы, у всех, помимо азербайджанцев, это политическое милитари-шоу вызвало если не противоречивые, то двойственные чувства.
Парад азербайджанской армии в Ханкенди со стороны выглядел очень сюрреалистично: колонны войск в пустом городе (все его прежние жители – этнические армяне – выехали из него в Армению еще в октябре). Присутствовавшие на нем два десятка специально приглашенных иностранцев и специально привезенные из разных районов страны автобусами делегации, призванные изображать собой весь азербайджанский народ, на фоне обезлюдевшего города казались нелепыми цветными пятнами, только усиливавшими эффект сюрреалистичности происходящего. Все было по-восточному пышно, помпезно и… неестественно.
Это точно не был парад торжества освободителей, так как его не приветствовал ни один освобожденный от вражеского ига человек. Это не был парад радости победителей, так как их не засыпали цветами многотысячные толпы благодарных соотечественников. Это не был парад унижения побежденных, так как ни один из побежденных на нем не присутствовал. Это был парад личного триумфа одного человека – Его Превосходительства, Верховного Главнокомандующего Ильхама Гейдар оглу Алиева.
Безусловно, он его заслужил. Как Юлий Цезарь, как Бонапарт, как… Далее продолжать не буду.
Проведение военного парада в Ханкенди 8 ноября стало, пожалуй, первым серьезным внешнеполитическим просчетом президента Азербайджана Ильхама Алиева. Его личному торжеству, которого он особо не скрывал перед своими войсками, радовались только в Баку и, возможно, в Анкаре, во всех остальных столицах стран мира это событие было встречено отстраненно-отрицательно. Я специально не мониторил мировую прессу на предмет того, была где-либо помимо Азербайджана и Турции (и, естественно, Армении) опубликована информация об этом мероприятии, но в России точно ни одно уважающее себя или брендовое издание «с именем» этого не сделало (приятным исключением из общего ряда стал «КоммерсантЪ»). Из чего вывод может быть сделан только один: радоваться вместе с Азербайджаном не согласился никто за единичным исключением. И зачастую именно с такого неприкрытого неприятия прессы начинаются сначала бойкот, а затем – геополитическая изоляция.
Зато два дня спустя, 10 ноября, аудитория Парижской мирной конференции продолжительными аплодисментами приветствовала речь премьер-министра Армении Никола Пашиняна, в которой он призвал международное сообщество защитить его страну от подготавливаемого официальным Баку вооруженного вторжения, направленного на захват армянской территории вплоть до предместий Еревана. И это – очень серьезный звоночек в адрес азербайджанского политического руководства, которому так дают понять, что пора унять амбиции и аппетиты, снизить обороты и тон риторики и вообще необходимо сесть за стол переговоров. Иначе президент Ильхам Алиев рискует стать еще одной нерукопожимаемой персоной нон грата с ордером на арест по линии Международного уголовного суда. Прецедент на этот счет уже имеется.
Пока гремели фанфары и литавры военного парада азербайджанской армии в Ханкенди, за их шумом и звуками салюта в Баку не услышали, как в Ереван из разных стран мира слетались самолеты лидеров армянской диаспоры и шеф-редакторов контролируемых ей мировых изданий, чтобы сообща подготовить визит премьера Пашиняна в Париж. А пока он там выступает и тем самым создает дымовую завесу на просторах мировой политики, самим в тишине разработать программу мер по противодействию Азербайджану и возвращению Карабаха в сферу своего влияния. Не будь заранее широко разрекламированного парада в Ханкенди (или будь он хотя бы в Баку) такой реакции со стороны мировой армянской диаспоры могло и не быть. Как учил великий Ньютон, действие порождает противодействие, одинаковое по силе, но противоположное по вектору.
Этот парад стал триггером, заставившим армян мира забыть про все внутренние раздоры и распри, сплотиться воедино ради вновь возникшей у них общей цели – отомстить за публично нанесенное всей нации коллективное оскорбление. Ухо армянина услышало мучительно-приятное для него слово «взреж» («месть»), и теперь все силы будут собраны в единый кулак и брошены на то, чтобы ей насладиться. И это – второе неприятное для Баку последствие так опрометчиво или неудачно задуманного и проведенного в Ханкенди милитари-шоу.
И еще одна новость, как говорится, «в строку»: Сенат США утвердил кандидатуру нового посла в Азербайджане Марка Либби, который ранее работал в миссии своей страны при ЕС в Брюсселе. Не принять верительную грамоту из рук этого человека МИД Азербайджана не сможет, несмотря на всю его, как пишет мировая пресса, проармянскую позицию и репутацию лоббиста политики евроинтеграции для стран постсоветского пространства. Он едет в Баку, чтобы там защищать интересы США в регионе Южного Кавказа, а они до примитивного просты: выдавить побыстрее Россию из Армении и втянуть ее вслед за Грузией в геополитическую орбиту Вашингтона, а для этого ему нужна сильная и единая, а не униженная и разобщенная Азербайджаном Армения. Проще говоря, он будет всячески поддерживать армянского премьера Пашиняна и препятствовать азербайджанскому президенту Алиеву в выполнении данного им своему народу обещания восстановить до конца историческую справедливость в отношении армян.
Продемонстрировав парадом в Ханкенди свою победу над армянским Карабахом, Азербайджан никак не доказал, что он тем самым одержал полную и безоговорочную победу также и над Арменией. Наоборот, тем самым он подтолкнул ее все более активно готовиться к вооруженной борьбе, на этот раз – с опорой на военно-техническую помощь Франции и США, контуры которой прямо сейчас, на наших глазах, формируются, а не к мирным переговорам. А это значит, что война между Ереваном и Баку еще не закончилась и, возможно, только по-настоящему начинается. Армения не капитулировала, как этого от нее ожидали в Баку (и, кстати, в Анкаре и Москве), а сменив свои внешнеполитические принципы и приоритеты, осталась верной стремлению к войне, но уже при поддержке принципиально новых союзников и покровителей.
Похоже, сегодня Азербайджан попал в ту же ловушку, в которой оказались армяне ровно 30 лет назад. Тогда в Армении царила аналогичная эйфория, вызванная победами над азербайджанцами в боях предыдущей Карабахской войны. Армянам тогда, как и сегодня азербайджанцам, казалось, что противник раздавлен морально и физически, дух его сломлен, а их ждут долгие десятилетия счастливой жизни за счет вновь обретенных территорий. И никто из них не верил, что в будущем песочные часы судьбы перевернутся. Но они перевернулись. И поскольку это случилось в первый раз, то нет никакой гарантии того, что не повторится во второй. А предпосылки к этому все уже налицо.
Подписывайтесь на канал, если вам понравилась эта статья. Подписался сам - порекомендуй товарищу!