Найти тему
КиноманИаК

"Убийца" (2023) с Фассбендером: новый шедевр Финчера или не стоящий времени проходняк?

Для Голливуда карьера Дэвида Финчера в чем-то уникальна: это один из немногих режиссеров, которые дебютировали в режиссуре с оказавшимся в производственном аду провалом, однако, сумели выбраться из "когорты лузеров" уже после выпуска своей второй ленты. Как правило, немало примеров, когда за провальный дебют не дают вторых шансов, но для Финчера сделали исключение: его "Семь" (1996) получил всеобщее признание и выровнял реноме режиссера, а дальнейшие работы от "Бойцовского клуба" до "Исчезнувшей" и "Манка" возвели его на пьедестал современных классиков и наиболее звездных режиссеров. Самое интересное, что Финчер после замахов на "Оскар" предпочитает переключаться на более зрительское кино. Так, после "Истории Бенджамина Баттона" и "Социальной сети" он снял необязательный римейк "Девушки с татуировкой дракона"; та же история повторилась после "Манка" - следующей картиной режиссера объявили триллер по графической новелле "Убийца". Сегодня поговорим, получилось ли у Финчера снять настоящий эталон жанра или же получилось еще одно необязательное и проходное кино.

Главный герой работает профессиональным убийцей. Хотя в Голливуде снимали много типажей антигероев, кто занимался подобными делами, но образ Фассбендера необычен с точки зрения влияния: его характер определенно вдохновлен Мельвилевским "Самураем", главную роль в котором исполнил Ален Делон на пике своей славы. Что неудивительно, ведь в основе сценария - французский графический роман. Как и объект вдохновения, герой Фассбендера максимально методичен и профессионален: готовясь к делу, он тщательно прорабатывает план организации "мокрого дела" и дальнейшего побега, придерживаясь своих незыблемых принципов. Он является и рассказчиком. Очередной заказ в Париже у главного героя с самого начала идет не по плану: сначала его жертва не вовремя срывается с крючка, а потом, готовясь осуществить это черное дело, киллер не может сосредоточиться на цели, которая решила весело провести время и пригласила очередную даму "с низкой социальной ответственностью". Говоря самому себе о том, как важно быть собранным и поражать только нужную цель, герой Фассбендера промахивается и жертвой становится именно невинный человек - та самая дама.

-2

Однако, особенно рефлексировать у героя нет времени: вовремя сбежав с места преступления, он возвращается к себе домой в Доминиканскую Республику, где обнаруживает "ответочку" за неосуществленный заказ: кто-то вламывается в его особняк и серьезно калечит подругу главного героя. Теперь делом чести для героя Фассбендера становится месть. Он по цепочке вычисляет каждого, кто был к этому как-либо причастен: от таксиста, привезшего ассасинов к порогу дома героя до самого заказчика неудавшегося дела, везде проявляя чудеса маскировки и смекалки, чем-то очень напоминая героя Брюса Уиллиса в фильме "Шакал".

-3

Но проблема здесь именно в противоречивой морали и мотивации главного героя. В фильме он транслирует идею, что реализуя возмездие, необходимо отключить всякую жалость и сочувствие, что сначала делается в отношении людей, кто лишь очень косвенно оказался причастен, будь это таксист, которому лишь заплатили деньги и он ничего не подозревал, осуществляя очередной заказ, или же секретарша, у которой есть дети, чья вина лишь в том, что она оказалась не в том месте и косвенно стала свидетелем одной из расправ. Киллер ни капли не грустит насчет погибшей дамы с "низкой социальной ответственностью", которая лишь не в то время оказалась перед пулей. Но проходя каждый новый уровень и "побеждая очередного босса", фассбендеровский персонаж начинает размякать и пытаться включить некую совесть. Да и оказывается, что достаточно в некоторых случаях дать слово, что "это не я", и такой подход сработает. Все это, конечно, идет фильму не в плюс.

-4

По длительности фильм провисает в первые 30 минут, но потом набирает неплохую динамику. Это вполне изобретательный триллер, который по сути ведется от видения главного героя, где нет людей, а есть цели и статисты. Пожалуй, именно поэтому многие персонажи второго плана прописаны поверхностно и условно, неким исключением можно назвать только "Эксперта" Тильды Суинтон, но ее в фильме катастрофически мало. Главный герой почти в бондовском стиле путешествует по разным городам, реализуя собственную программу возмездия. При этом, фильм почему-то кажется несколько необязательным и достаточно странным для Финчера как режиссера. Мне это чем-то напомнило ленту "Нокаут", где герой Фассбендера был на втором плане, а первой скрипкой выступала Джина Карано, при этом, попытка снять боевик делалась Стивеном Содербергом, который вообще особенно не ассоциируется с зрительским кино.

-5

Вероятно, что продюсирование Нетфликса несколько повлияло на ленту, которая больше кажется подходящей именно для видео, а не для кинотеатров. В остальном же это стильно поставленное кино, в создании которого поучаствовала вся обычная команда Дэвида Финчера. Сценарий написал сам Эндрю Кевин Уокер, с которым у режиссера было очень тесное сотрудничество во времена "Бойцовского клуба", "Игры" и "Семи". Музыку снова написали Трент Резнор и Аттикус Росс, безусловно, это сильная часть картины. Кроме того, в саундтреке есть ряд песен группы The Smiths, содержание которых удивительным образом передает то или иное состояние главного героя. Фассбендер играет достаточно харизматично и на нужном уровне, его безэмоциональный киллер, который даже почти не моргает, словно это не человек, а очередной железный посланник из будущего, вполне достоин сравнения с героем Делона в "Самурае". Но на "Оскар" его вряд ли номинируют. Кроме роли второго плана Тильды Суинтон, запоминающихся образов тут нет, но это и не требуется по ходу повествования.

-6

У фильма интересная постановочная судьба: хотя сам графический роман вышел в конце 80-х годов, первая идея реализовать его на большом экране возникла в 2007 году, и появилась она у самого Финчера. Режиссер 16 лет вынашивал идею сделать экранизацию, наконец, все карты совпали именно к 2023 году. Фильм вышел в ограниченный прокат, и там его успехи очень скромные, но скажем честно, этот арт-триллер снимался не столько ради огромных сборов. Лента очень понравилась критикам (87% положительных рецензий) и даже попала в основную программу Венецианского фестиваля. Думаю, что в текущем наградном сезоне фильм вполне может побороться за награды за монтаж и саундтрек, а может и что-то еще отметят. В любом случае, это качественный триллер, который стоит посмотреть, и уверен, что со временем у ленты есть все шансы стать культовой, несмотря на некоторые недостатки, отмеченные выше.

-7

Также рекомендую обзор на новинку "Пять ночей с Фредди":

И другую заметную картину Кристофера Нолана "Оппенгеймер":

------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.