Найти тему
Музклассы.рф

Музыкальная артикуляция: штрихи

Оглавление

Музыка — это язык, на котором можно говорить по-разному. Важно не только то, что пытается рассказать музыкант, но и то, как он это делает.

Сделать мелодию более выразительной помогают штрихи. Что такое штрихи, какие они бывают и как их принято записывать — читайте в нашей шпаргалке.

Изображение от alliesinteractive на Freepik
Изображение от alliesinteractive на Freepik

Что такое штрих в музыке?

Согласно музыкальным словарям, штрих — это способ извлечения звуков на музыкальных инструментах, то есть то, как воспроизводится звук. Однако это не совсем полное определение.

Чтобы инструмент издал какую-то ноту, нужно выполнить определенные действия. Например, чтобы зазвучала флейта, необходимо правильно направить поток воздуха, а игра на домре начинается с касания струны пальцем. Это и есть способы звукоизвлечения, но штрихами это вряд ли можно назвать.

В. Круглов, профессор РАМ имени Гнесиных, предлагает определение, которое кажется наиболее точным:

«Штрих — это форма звука; результат процесса звукоизвлечения, полученный определенным игровым приемом и артикуляцией, а также оправданный художественными задачами».

Обратите внимание: часто понятия «прием» и «штрих» используются как синонимы. Это неверно: штрих можно реализовать несколькими способами (например, легато можно исполнить приемом тремоло), а прием однозначен (тремоло имеет только один вариант исполнения).

Коротко о классификациях штрихов

Из-за неоднозначности самого понятия «штрих» классифицировать их можно по-разному. Например, штрихи разделяют на такие категории:

  • исполняемые твердой атакой (например, маркато, мартеле), мягкой атакой (портато) или без атаки (легато);
  • исполняемые на одном дыхании/одним движением смычка и прочие (относится к духовым и струнным инструментам);
  • акцентированные (маркато, мартеле) и неакцентированные (деташе, тенуто, легато).

Последняя классификация, опирающаяся на систему Ю.Н. Должикова, отличительной чертой выбирает «акцент» (его наличие или отсутствие).

В данном случае акцент — это выделение, подчеркивание определенной ноты атакой. Акцентуация — важная составляющая при исполнении штрихов, поэтому на нее стоит обращать внимание и контролировать, чтобы избежать казусов и сыграть произведение чисто.

Виртуозно исполнить шртихи на плохом инструменте очень трудно даже профессионалу. Поэтому выбирайте качественные инструменты!
Виртуозно исполнить шртихи на плохом инструменте очень трудно даже профессионалу. Поэтому выбирайте качественные инструменты!

Например, компания «Горонок Струнные Инструменты» вот уже более 20 лет пользуется заслуженной популярностью в музыкальном мире

Основные музыкальные штрихи

Штрихи бывают разные, и на каждом инструменте они исполняются по-своему. Некоторые штрихи, а также приемы, с помощью которых они могут быть исполнены, отражают специфику определенных инструментов и иногда имеют особые обозначения (например, литавровые или флейтовые штрихи). Но есть штрихи, которые нужно знать каждому исполнителю. Ниже их и разберем. А в конце шапргалки вы найдете обозначения всех штрихов на письме.

1. Легато (legato)

Легато — это связное, певучее исполнение звуков, между которыми нет пауз. Звуки проигрываются без атаки, потому они как бы сливаются в единое целое. Так создается мягкое, плавное звучание.

На письме штрих обозначается лигой, которая объединяет ноты.

-3

2. Стаккато (staccato)

Стаккато — это отрывистое и очень точное исполнение звуков. Обозначается точкой над нотой и не влияет на ее длительность.

3. Стаккатиссимо (staccatissimo)

Это укороченная версия стаккато. Для обозначения стаккатиссимо над нотой указывается перевернутый треугольник.

4. Акцентированное стаккато (staccato accento)

Акцентированное стаккато — это «утрированная» версия стаккатиссимо, при которой ноты исполняются не только более отрывисто, но сухо, с твердой атакой. Между звуками образуются бóльшие паузы, нежели при обычном стаккато. Обозначается «перевернутой каплей», клиньями (точкой, которую вытянули и заострили).

5. Нон легато (non legato)

Нон легато — это несвязное проигрывание нот с мягкой атакой, при этом похожее на стаккато (длительность до конца не выдерживается).

Non legato обычно никак не обозначается, поэтому ноты, к которым не приписаны какие-либо обозначения, исполняются non legato. Иногда штрих может указываться с помощью слов над нотным станом.

Интересно: по аналогии с легато и нон легато некоторые музыковеды предлагают и новый штрих — «нон стаккато». Это молодое явление, поэтому в теорию музыки еще не вошло, но кажется занимательным. Non staccato — это более легкая, мягкая версия классического стаккато, «с дробинками, брошенными на клавиши» (цитата М.Г. Карпычева, профессора Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки).

6. Деташе (detache)

Деташе — один из базовых штрихов, который характеризуется твердой атакой, но меньшей выразительностью (в отличие от прочих штрихов). При исполнении длительность не укорачивается, но паузы между нотами отчетливы. При завершении звук слегка затихает.

Деташе не имеет специальных обозначений на письме.

7. Тенуто (tenuto)

Тенуто — это штрих, предписывающий выдержать полную длительность ноты или же слегка превысить ее. Паузы между нотами сведены к минимуму, но ноты не сливаются, так как исполняются с атакой. Иногда тенуто признают производной от деташе.

Обозначается либо словом tenuto/ten. над нужной нотой или музыкальным отрывком, либо горизонтальной линией над определенной нотой.

-4

8. Портато (portato)

Этот штрих сочетает в себе тенуто и легато. Портато — это аккуратное соединение, «проглаживание» звуков при ровной динамике и мягкой, едва заметной атаке.

Обозначается черточками над или под нотами и лигой, соединяющей их.

9. Маркато (marcato)

Маркато — это штрих, предписывающий исполнить звук с активной, твердой, намеренно акцентированной атакой, но не отрывисто, а с постепенным ослаблением звука. Обозначается повернутой вбок галочкой над или под нотой.

Для того, чтобы исполнить маркато верно, нужно долго тренироваться: проигрывать таким образом гаммы в разных темпах и динамике.

10. Мартеле (martele)

Мартеле подразумевает отрывистое, но тяжелое и более продолжительное исполнение, нежели у стаккато. При исполнении мартеле звук сохраняет свою силу до конца и не затухает (в отличие от маркато). Обозначается перевернутой галочкой.

Штрихи и их обозначения на письме

1 — легато, 2 — стаккато, 3 — стаккатиссимо, 4 — акцентированное стаккато, 5 — тенуто, 6 — портато, 7 — маркато, 8 — мартеле
1 — легато, 2 — стаккато, 3 — стаккатиссимо, 4 — акцентированное стаккато, 5 — тенуто, 6 — портато, 7 — маркато, 8 — мартеле

Штрихи выполняют важную функцию: они делают звуки более выразительными, определяют настроение произведения и помогают слушателю понять, какой смысл заключен в композиции. Правильное исполнение штрихов — важный навык для любого музыканта!