Ирина Жежерун продолжает рассказ о своей семье. В этой части - о маме, которой не стало, когда Ирине было 8 лет. И папа, известный физик-экспериментатор, остался "мужчиной на хозяйстве".
Мама родилась в 1937 году. Жили они на Арбате, в районе Собачьей площадки, потом переехали в Замоскворечье, в дом неподалеку от Даниловского рынка.
Маленькая торговка яблоками
Про мамино детство рассказывали такую историю. Как она, ещё крохой, ушла на рынок и там помогла какому-то деревенскому деду продать яблоки. А когда он спросил, откуда она, целую сказку придумала о том, что она сирота и у нее злая мачеха.
Потом дед привёл маму домой. Бабушка рассказывала, что открыла дверь и увидела такую картину: стоит Галя с совершенно деревенским дедом, на шее, на шнурках, новые ботинки болтаются. Дед торопливо заговорил:
- Не наказывайте, пожалуйста, она такая хорошая девочка!
И рассказал, как она ему яблоки помогла продать. Говорила:
- Дед, ты чего не торгуешь, смотри, как другие!
- Да я, дочка, не умею.
- А ну-ка подсади (на прилавок).
Взгромоздилась и давай кричать:
- Яблоки, чудесные яблоки, покупайте яблоки!
Мама была похожа на куклу, и яблоки моментально все раскупили.
Путешествие на японскую мельницу
Сразу после войны деду разрешили забрать семью в Германию. Там маму полюбила пожилая бездетная семья немцев, к которым их подселили. Рассказывали о такой ее с ними беседе:
- Вы любите Галю? А Галя любит орешки!
Потом деда перевели в побеждённую Японию, семья переехала туда. Мама и там нашла приключения. Увидела пожилую японку с салазками, которая везла зерно молоть на мельницу, напросилась с ней - захотела на мешке прокатиться. Уже весь гарнизон на поиски подняли, когда японка маму обратно доставила.
Учёба и рождение сестер
Когда семья вернулась из Японии в Москву, шел 1946 год. Мама пошла учиться в женскую среднюю школу № 629, которая находилась в Хавском переулке, 5. В ноябре родились её сестры-двойняшки - Люба и Надя. Старшая сестра, Соня, уже жила отдельно, маме пришлось быть за няньку.
Школу мама окончила в 1953 году, в 16 лет. Здоровьем уже тогда мама была слаба. Как потом выяснилось - патология почек, видимо, сильно застудила во время войны. Это потом и аукнулось.
Знакомство, замужество, новоселье
Деду дали квартиру на Ходынке - на 4-й улице Октябрьского поля, которая теперь улица Расплетина. Папа тогда жил неподалеку - в 1-м Щукинском проезде (улица Максимова) и работал в Курчатовском институте. В Курчатовском доме культуры они и познакомились. Маме тогда было 17-18 лет, а в 19 она вышла за него замуж.
Вскоре после того, как мои родители поженились, был построен наш дом на 4-й улице Октябрьского поля, прямо на улице тестя и тёщи! Там им дали 2-комнатную квартиру - папе, уже защитившему кандидатскую, была положена дополнительная комната под кабинет. Ордер был выдан по распоряжению Курчатова, за подписью которого был выдан и кандидатский диплом.
Моя синеглазая мама
Мама была очень красивой, синие глаза (такие были у всей её семьи), белая кожа, густые волосы, все женщины её рода - хрупкие, длинноногие, стройные. К ней иногда на улице подходили и предлагали сняться в кино, а в метро один раз мужчина достал блокнот и, сидя напротив, начал рисовать её портрет.
Я уже рассказывала, что папа был на 22 года старше мамы, мама к нему обращалась на "Вы" и звала "синьор". Но чопорности в их отношениях не было, мама часто дурачилась, обладала весёлым и лёгким нравом. Её любили, она всегда была душой компании.
Мама хотела учиться дальше, хотела работать, но получилось не очень - закончила курсы чертёжников и проработала с год в СНИИПе, который находится на нашей же улице, видимо, здоровье подводило. Так и осталась домохозяйкой, пока ухудшение здоровья не отправило её надолго в больницу, до самого конца.
Ее лечил сам профессор Лопаткин - тогда номер один в нефрологии. Николай Алексеевич наблюдал её в 1-й Градской, где у него была кафедра, собирался делать пересадку почки, но, пока ждали почку, отказала вторая.
Умерла мама в 1969-м, в 32 года, когда мне было 8 лет. И папа невольно стал "мужчиной на хозяйстве". Получалось у него при такой интенсивной работе не очень, и в этом же году я была помещена с специнтернат. Но не пугайтесь: так назывался элитный пансион, куда не так-то просто было попасть. Об этом я рассказывала здесь:
Начало моего рассказа про родителей:
Все семейные истории, которыми поделились читатели канала, можно почитать (и посмотреть фото!) здесь.